Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4971 Программа деятельности детского клуба « Ежели вы вежливы».

Опубликовано 17.03.2019


 

Программа деятельности детского клуба

« Ежели вы вежливы».

для детей от 5 до 7 лет

(срок реализации программы - 1 год)

СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами)


 

 

город Пенза

2018-19

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I Целевой раздел

3

 II Пояснительная записка

7

III Возрастные особенностивоспитания культуры поведения и общения в старшем дошкольном возрасте

7

IV  Учебный план клуба « Ежели вы вежливы»

8

V  Модель деятельности клуба « Ежели вы вежливы»

9

VI  Перспективно-тематический план  клуба «Ежели вы вежливы»

9

VII  Список использованной литературы

14

Приложение.

 

 

 

I Целевой раздел

 

 

Разделы

Содержание

1

Руководитель и разработчик

программы

Воспитатели МБДОУ детского сада №8 «Машенька» Сащикова Наталья Евгеньевна

2

Исполнители

Дети, родители, педагоги ДОО

3

Социальные

 партнеры

ГКУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества»;

4

Срок реализации

1 год (сентябрь 2018 г – май 2019г)

5

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

 

6

Актуальность

программы

   Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому нужно стремиться  привить ребенку вежливость с самых ранних лет.

Дошкольный возраст - особо ответственный период воспитания ребенка является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Дети постоянно сравнивают себя со взрослыми, стараются подражать им и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, своих способностях и возможностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

   Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

   «Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди»/ Бенджамин Спок/. Это действительно так. Если ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.

Очевидно, что в решении вопросов нравственного воспитания существенную роль играет деятельность дошкольного учреждения по усвоение норм вежливости и формированию культуры поведения, поскольку процесс привития навыков вежливого общения  начинается в раннем возрасте и продолжается в дошкольном детстве, результат будет более эффективен, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей.

С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

- «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 01 сентября 2013г. № 273-ФЗ);

-  ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  (с изменениями на 2 декабря 2013 года № 328 - ФЗ);

  - Устав МБДОУ детский сад  № 8 «Машенька» города Пензы (от 08. декабря 2014г.);

  К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов.

Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме клубной работы.

 

7

Принципы 

построения программы

- Принцип наглядности;

- Принцип доступности , предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

-Принцип постепенности и последовательности

заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок;

- Принцип систематичности, предполагает   непрерывность и регулярность занятий;

- Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся и заинтересованное отношение воспитанников к своей деятельности;

- Принцип повторяемости материала.

8

Цель клуба

Развивать способность эффективного общения овладения навыками культуры поведения.

 

9

Задачи клуба

1.Создание системы представлений об основах коммуникации: ведение диалога, речь, мимика, жесты, пантомимика.

2. Формирование представления о правилах культуры поведения.

3.Развитие практических навыков кооперации и сотрудничества: развитие умения слушать собеседника, развитие способности понимания эмоционального состояния других людей, умение сопереживать партнёру по общению, умение предвидеть результат своих действий и поступков, умение выходить из сложных для ребёнка жизненных ситуаций.

 4.  Закреплять навыки поведения детей в общественных местах, навыки общения с взрослыми и детьми.

 5.  Способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома, где взаимоотношения между родными людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым.

  6.  Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.        Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, в умении находить связь между поведением детей и чувствами взрослых.

7.   Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.

8.Учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

   9.Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей, справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

  10.  Продолжать знакомить детей и взрослых с пословицами, поговорками, стихотворениями, рассказами и сказками, песнями, отражающими заботу и любовь детей к близким людям.

10

Методические рекомендации

При реализации данной программы закладываются основы развития у дошкольников аккуратности, опрятности, вежливости, привития хороших манер, умений культурного поведения дома, на улице, в общественных местах.

Формируются элементарных знаний о бережном отношении к своему здоровью, развиваются умения использовать полученные  навыки на практике, формируется способность проявлять  друг к другу сочувствие, ответственность за участие  в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированными. Дошкольники знакомятся  с основными правилами безопасного движения пешеходов, элементарными правилами дорожного движения и правилами пассажиров в  общественном транспорте.              Последовательное изучение тем данной программы обеспечивает возможность систематизировано формировать, развивать и корригировать у дошкольников необходимые им навыки культурного поведения, общения,  общепринятые нормы взаимоотношений.

Музыкальное сопровождение:  иногда в  занятия включается звучание классической музыки. Она помогает создавать настроение, создаёт благоприятную   атмосферу.

Отбор литературных произведений:  Все произведения должны учить тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек. Читать их нужно эмоционально, в лицах, и тогда ребёнок обязательно запомнит эти выразительные примеры.

 

11

Ожидаемые

результаты

 У дошкольников сформируется доброжелательное отношение к взрослым и сверстника; умение внимательно слушать собеседника, свободно, и раскрепощено общаться с ним; устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств (мимика и пантомимика); понимать эмоциональное состояние других людей

Родители больше станут интересоваться нравственной стороной воспитания своего ребенка, заинтересуются поведением ребенка в детском саду, его взаимоотношениями со сверстниками, с взрослыми. На собраниях они станут не пассивными слушателями, а будут вести дискуссии, обмениваться опытом в решении проблемных ситуаций в воспитании детей. Родители больше будут принимать участия в жизни детского сада, посещать праздники, развлечения и принимать активное участие в них.

  Возрождение традиций семейного воспитания; применение родителями педагогических знаний о воспитании ребёнка в семье, обмен опытом между родителями; развитие партнёрских отношений в семье.

  Создание и постоянное пополнение фотоальбома «Моя семья и наши традиции», «Альбом вежливости». 


 

 

IIПояснительная записка

      Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Действительность такова, что в современном социуме основной проблемой является проблема нравственного воспитания. А между тем школа детский сад, решая традиционные и новые задачи, должен стать первой ступенью, нравственного развития ребёнка. Академик Д.С. Лихачев, справедливо заметил, что «человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодёжи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга». Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей, ориентиров, которые невозможны без знаний и навыков культурного поведения. Пример, которого подают родители.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев.

Элементарные основы нравственности и культуры поведения будущего человека закладываются, безусловно, в семье, но жизнь показывает, что не все дошкольники  умеют прилично вести себя. Они грубы и капризны в отношениях со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают правила поведения. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности.  Отсюда следует, что систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в детский сад. Именно в здесь закладываются и корректируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в детском саду, дома, на улице, в общественных местах. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу, дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе.

 

IIIВозрастные особенности воспитания культуры поведения и общения в старшем дошкольном возрасте

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим,  доброжелательности, волевых качеств, сдержанности. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,  взаимоотношения детей усложняются. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которые надо всячески развивать и закреплять.

Основной задачей нравственного воспитания детей подготовительной группы является, прежде всего, закрепление, углубление и расширение всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Взрослый должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности к родной стране — более устойчивыми и органичными. Необходимо  добиваться, чтобы ребенок вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению.

От достигнутого уровня воспитания зависят и процесс обучения в школе. Среди отрицательных качеств  первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитанная в годы  дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых на то усилий поддержание порядка в портфеле (рюкзаке), на рабочем месте и тем самым экономит время для учебного процесса. Неприученность к настойчивости в овладении знаний, стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться — это серьезная  проблема, с которой сталкиваются педагоги начальных классов.

Особое внимание необходимо уделить анализу различных жизненных ситуаций, индивидуальным, групповым задушевным беседам на этические темы, «Ваши добрые поступки», «Моя семья и я», «Скоро в школу», «Соблюдай режим» и т.д., а так же воспитание культуры поведения на всех видах занятий, в играх – инсценировках. Эффективно использовать пословицы, поговорки, например, такие как: «Хвастун — пустой человек», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать» и т. д.

Воспитание  культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий  педагога и родителей. Во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности, во-вторых, педагог сказывает действенную помощь родителям в  воспитании детей, и, в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей.

IVУчебный план клуба « Ежели вы вежливы»

Подготовительная группа от 6 до 7 лет

 

месяц

количество занятий  в месяц

время

сентябрь

2

1 час

октябрь

2

1 час

ноябрь

2

1 час

декабрь

2

1 час

январь

1

30 мин

февраль

2

1 час

март

2

1 час

апрель

2

1 час

май

2

1 час

Всего:

17  занятий

                                  

VМодель деятельности клуба «Ежели вы вежливы»

Формы работы:

-Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», « Собери Машу…»(На прогулку, в гости, в школу), «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.), «Школа вежливых слов».

- Коммуникативные игры: «Сказка о вежливом слове», «Волшебный цветок прощения», «Назови ласково», «Придумки», «Нарисуем портрет», «Хорошо – плохо»,  «Закончи предложение», «Три сундука» и др.

- Составление рассказов на темы:  «Моя мечта», «Нарисуем портрет», «Какой Я», « Моя семья», «Чем мы любим заниматься дома с мамой (папой)», «Каким я хочу быть», «Расскажи о себе»; совместно с родителями рассказа «Традиции нашей семьи».

- Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».

- Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений в детском саду и дома с родителями.

- Рисование на темы: «Какого цвета добрые слова?», «Мой папа»; «Дом, в котором я живу»; «Моя семья»; «Мы – художники-иллюстраторы. Рисуем иллюстрации к книге В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?».

-  Изготовление праздничных открыток, подарков членам семьи; сотворчество детей с родителями: рисование странички в «Альбом вежливости»,

- Просмотр мультфильма «Федорино горе», сказки «Золушка».

- Посильная трудовая деятельность дома и в детском саду.

-беседа;

-сюжетно-ролевая игра;

-игра-спор;

-подвижная игра;

-упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений;

-просмотр видеофильмов;

-конкурсы, викторина «Уроки вежливости»;

-Создание и постоянное пополнение фотоальбома «Моя семья и наши традиции», «Альбом вежливости», «Дневника добрых дел».

 Подбор печатно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фотографий по темам: «От улыбки хмурый день светлей», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Чувства и эмоции», «Добрые дела, волшебные слова», «Что такое дружба?» «Уроки этикета».

 

VI Перспективно-тематический  план клуба «Ежели вы вежливы»

 

Месяц

Тематика работы

Задачи

Участники. Взаимодействие с другими клубами

1

 

СЕНТЯБРЬ

Презентация клуба «Ежели вы вежливы»

 

Все клубы ДОО,

Прописные истины этики. «Приветствие и знакомства».

 

Дать понятия «этика» и «этикет». Познакомить с золотыми  правилами этикета. Правилам  знакомства. На практических занятиях научиться анализировать поведение сказочных  героев в соответствие с правилами этикета.

 

Участники клуба «Ежили вы вежливы»

 

2

 

ОКТЯБРЬ

Этикет внешнего вида.

 

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Дать понятие «режим дня», «здоровье», «личная гигиена».  Доказать необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Составление схемы режима дня, советы доктора Айболита в практической части урока.

Участники клуба «Ежили вы вежливы»

Учимся общаться.

 

Дать понятия «диалог», «спор» «общение», «уважение». Познакомить с правилами этикета в общении со сверстниками, с взрослыми. В практической части занятия сюжетно -ролевые игры.  

Участники клуба «Ежили вы вежливы»

 

3

 

НОЯБРЬ

Поведение  вобщественных местах.

Познакомить с правилами поведения в общественных местах: на улице, в подъезде, в лесу, на пляже, в музеи, в зоопарке, в кино, в театре на концерте. Применить знания в игровых  ситуациях.

Участники клуба «Ежили вы вежливы»

Литературно-музыкальная гостиная «Мама солнышко мое – очень я люблю ее!»

Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям, к мамам;

Способствовать сплочению детей и их родителей через включения всех в совместную досуговую деятельность, создание доброжелательной атмосферы;
Формирование уважительное отношение к семье, матери, стихами, песнями сказать маме те слова, которых она заслуживает;
Воспитывать уважительное отношение к мамам, любовь и понимание.

Совместно с клубом «Книголюбы»

 

4

 

ДЕКАБРЬ

Ученик на дороге и в транспорте.

 

Соблюдение основных правил этикета поведения на проезжей части и в транспорте. Практические занятия.

 

Участники клуба «Ежили вы вежливы»

Новогодняя квест - игра «Заколдованная книга»

Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время.  

 

Совместно с клубом «Книголюбы»

 

5

ЯНВАРЬ

Развлечение «Коляда, коляда отворяйте ворота»

Знакомство с обрядами и традициями русского народа. Продолжить знакомить детей с  жанром народного творчества, показать его особенности и способ бытования в современной жизни, познакомить с рождественскими колядками, святочными традициями

Совместно с клубом «Книголюбы»

 

6

 

ФЕВРАЛЬ

Человек и его имя.

 

Доказать на примерах из литературы, из жизни, что поведение человека формирует его «лицо» и создаёт «имя». Дать определение, какие поступки считаются хорошими, а какие плохими. Уметь  сформулировать понятия «честность» и «надёжность». «Чуткость» и «храбрость», «ответственность», «дракон в нутрии человека».

 

Участники клуба «Ежили вы вежливы»

Гостевой этикет.

 

 

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник». Правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Подарки. Как развлечь гостей, как вести себя за столом. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».

Участники клуба «Ежели вы вежливы»

 

7

 

МАРТ

«Гостеприимство и Подарки».

 

Познакомить с умением приёма гостей, правилам сервировки, умением пользоваться столовыми приборами, умением вести беседу, когда и что дарить и как принимать подарки. Благодарить за услугу.

Участники клуба «Ежели вы вежливы»

«Дом и семья». Праздник «Семейные традиции»

Воспитывать у детей чувство семейной  дружбы, доброту и внимание друг к другу, познакомиться с традициями разных семей;Изучив этот раздел, ученики  овладевают  знаниями и умениями поведения в семье, в общежитии, в коммунальной квартире.

 

Совместно с клубом «Книголюбы», «Семья»

 

8

 

АПРЕЛЬ

“Общение и взаимоотношения людей”.

Познакомить  с правилами ведения беседы, общения друг с другом, написания писем и телефонного этикета. Познакомить с правилами общения по телефону. Знать важные номера телефонов.

 

Участники клуба «Ежели вы вежливы»

КВН «Путешествие по сказкам»

 

Нравственная ценность сказок. Понятия о дружбе верности и чести.

Совместно с клубом «Книголюбы»

 

9

 

МАЙ

Праздник вежливости.

 

В увлекательной форме подвести итог путешествия по стране Хороших манер.

 

 

 

Участники клуба «Ежели вы вежливы»

Клубный фестиваль

 

 

 

Все клубы ДОО

 

 

Список использованной литературы

  1. 1.    З.А. Михайлова, И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно».
  2.  Л. Васильева-Гангус. «Азбука вежливости». Москва «Педагогика» 1989г.
  3. К. Смолка. «Правила хорошего тона». – Москва, «Прогресс», 1980г.
  4. А. Барто «Стихи» Москва 1992г.
  5.  Стихи «Маршака». «Малыш» 1998г.
  6.  Сборник «Русские народные сказки» Русич 2007г.
  7.  Чуковский «Сказки» Москва 1997г
  8.  Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994
  9. Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

10.Т.А.Шорыгина «Общительные сказки».

11.А.Лопатина, М. Скребцова «Вежливые слова» серия «Добрый ребёнок».

12.И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет»

13.С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

14.Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»

15.Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят».