Программа деятельности детского клуба
« Ежели вы вежливы».
для детей от 5 до 7 лет
(срок реализации программы - 1 год)
СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами)
город Пенза
2018-19
СОДЕРЖАНИЕ
I Целевой раздел |
3 |
II Пояснительная записка |
7 |
III Возрастные особенностивоспитания культуры поведения и общения в старшем дошкольном возрасте |
7 |
IV Учебный план клуба « Ежели вы вежливы» |
8 |
V Модель деятельности клуба « Ежели вы вежливы» |
9 |
VI Перспективно-тематический план клуба «Ежели вы вежливы» |
9 |
VII Список использованной литературы |
14 |
Приложение. |
|
I Целевой раздел
|
Разделы |
Содержание |
1 |
Руководитель и разработчик программы |
Воспитатели МБДОУ детского сада №8 «Машенька» Сащикова Наталья Евгеньевна |
2 |
Исполнители |
Дети, родители, педагоги ДОО |
3 |
Социальные партнеры |
ГКУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества»; |
4 |
Срок реализации |
1 год (сентябрь 2018 г – май 2019г) |
5 |
Возраст детей |
Старший дошкольный возраст
|
6 |
Актуальность программы |
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому нужно стремиться привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Дошкольный возраст - особо ответственный период воспитания ребенка является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Дети постоянно сравнивают себя со взрослыми, стараются подражать им и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, своих способностях и возможностях, чертах своего характера и человеческих качествах.Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. «Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди»/ Бенджамин Спок/. Это действительно так. Если ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации. Очевидно, что в решении вопросов нравственного воспитания существенную роль играет деятельность дошкольного учреждения по усвоение норм вежливости и формированию культуры поведения, поскольку процесс привития навыков вежливого общения начинается в раннем возрасте и продолжается в дошкольном детстве, результат будет более эффективен, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели руководствуются следующими нормативно-правовыми документами: - «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 01 сентября 2013г. № 273-ФЗ); - ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года № 328 - ФЗ); - Устав МБДОУ детский сад № 8 «Машенька» города Пензы (от 08. декабря 2014г.); К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме клубной работы.
|
7 |
Принципы построения программы |
- Принцип наглядности; - Принцип доступности , предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка; -Принцип постепенности и последовательности заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок; - Принцип систематичности, предполагает непрерывность и регулярность занятий; - Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся и заинтересованное отношение воспитанников к своей деятельности; - Принцип повторяемости материала. |
8 |
Цель клуба |
Развивать способность эффективного общения овладения навыками культуры поведения.
|
9 |
Задачи клуба |
1.Создание системы представлений об основах коммуникации: ведение диалога, речь, мимика, жесты, пантомимика. 2. Формирование представления о правилах культуры поведения. 3.Развитие практических навыков кооперации и сотрудничества: развитие умения слушать собеседника, развитие способности понимания эмоционального состояния других людей, умение сопереживать партнёру по общению, умение предвидеть результат своих действий и поступков, умение выходить из сложных для ребёнка жизненных ситуаций. 4. Закреплять навыки поведения детей в общественных местах, навыки общения с взрослыми и детьми. 5. Способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома, где взаимоотношения между родными людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым. 6. Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, в умении находить связь между поведением детей и чувствами взрослых. 7. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености. 8.Учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникающие споры и конфликты. 9.Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей, справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. 10. Продолжать знакомить детей и взрослых с пословицами, поговорками, стихотворениями, рассказами и сказками, песнями, отражающими заботу и любовь детей к близким людям. |
10 |
Методические рекомендации |
При реализации данной программы закладываются основы развития у дошкольников аккуратности, опрятности, вежливости, привития хороших манер, умений культурного поведения дома, на улице, в общественных местах. Формируются элементарных знаний о бережном отношении к своему здоровью, развиваются умения использовать полученные навыки на практике, формируется способность проявлять друг к другу сочувствие, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированными. Дошкольники знакомятся с основными правилами безопасного движения пешеходов, элементарными правилами дорожного движения и правилами пассажиров в общественном транспорте. Последовательное изучение тем данной программы обеспечивает возможность систематизировано формировать, развивать и корригировать у дошкольников необходимые им навыки культурного поведения, общения, общепринятые нормы взаимоотношений. Музыкальное сопровождение: иногда в занятия включается звучание классической музыки. Она помогает создавать настроение, создаёт благоприятную атмосферу. Отбор литературных произведений: Все произведения должны учить тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек. Читать их нужно эмоционально, в лицах, и тогда ребёнок обязательно запомнит эти выразительные примеры.
|
11 |
Ожидаемые результаты |
У дошкольников сформируется доброжелательное отношение к взрослым и сверстника; умение внимательно слушать собеседника, свободно, и раскрепощено общаться с ним; устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств (мимика и пантомимика); понимать эмоциональное состояние других людей Родители больше станут интересоваться нравственной стороной воспитания своего ребенка, заинтересуются поведением ребенка в детском саду, его взаимоотношениями со сверстниками, с взрослыми. На собраниях они станут не пассивными слушателями, а будут вести дискуссии, обмениваться опытом в решении проблемных ситуаций в воспитании детей. Родители больше будут принимать участия в жизни детского сада, посещать праздники, развлечения и принимать активное участие в них. Возрождение традиций семейного воспитания; применение родителями педагогических знаний о воспитании ребёнка в семье, обмен опытом между родителями; развитие партнёрских отношений в семье. Создание и постоянное пополнение фотоальбома «Моя семья и наши традиции», «Альбом вежливости». |
IIПояснительная записка
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Действительность такова, что в современном социуме основной проблемой является проблема нравственного воспитания. А между тем школа детский сад, решая традиционные и новые задачи, должен стать первой ступенью, нравственного развития ребёнка. Академик Д.С. Лихачев, справедливо заметил, что «человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодёжи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга». Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей, ориентиров, которые невозможны без знаний и навыков культурного поведения. Пример, которого подают родители.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев.
Элементарные основы нравственности и культуры поведения будущего человека закладываются, безусловно, в семье, но жизнь показывает, что не все дошкольники умеют прилично вести себя. Они грубы и капризны в отношениях со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают правила поведения. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности. Отсюда следует, что систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в детский сад. Именно в здесь закладываются и корректируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в детском саду, дома, на улице, в общественных местах. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу, дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе.
IIIВозрастные особенности воспитания культуры поведения и общения в старшем дошкольном возрасте
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которые надо всячески развивать и закреплять.
Основной задачей нравственного воспитания детей подготовительной группы является, прежде всего, закрепление, углубление и расширение всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Взрослый должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности к родной стране — более устойчивыми и органичными. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению.
От достигнутого уровня воспитания зависят и процесс обучения в школе. Среди отрицательных качеств первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитанная в годы дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых на то усилий поддержание порядка в портфеле (рюкзаке), на рабочем месте и тем самым экономит время для учебного процесса. Неприученность к настойчивости в овладении знаний, стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться — это серьезная проблема, с которой сталкиваются педагоги начальных классов.
Особое внимание необходимо уделить анализу различных жизненных ситуаций, индивидуальным, групповым задушевным беседам на этические темы, «Ваши добрые поступки», «Моя семья и я», «Скоро в школу», «Соблюдай режим» и т.д., а так же воспитание культуры поведения на всех видах занятий, в играх – инсценировках. Эффективно использовать пословицы, поговорки, например, такие как: «Хвастун — пустой человек», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать» и т. д.
Воспитание культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности, во-вторых, педагог сказывает действенную помощь родителям в воспитании детей, и, в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей.
IVУчебный план клуба « Ежели вы вежливы»
Подготовительная группа от 6 до 7 лет |
||
месяц |
количество занятий в месяц |
время |
сентябрь |
2 |
1 час |
октябрь |
2 |
1 час |
ноябрь |
2 |
1 час |
декабрь |
2 |
1 час |
январь |
1 |
30 мин |
февраль |
2 |
1 час |
март |
2 |
1 час |
апрель |
2 |
1 час |
май |
2 |
1 час |
Всего: |
17 занятий |
VМодель деятельности клуба «Ежели вы вежливы»
Формы работы:
-Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», « Собери Машу…»(На прогулку, в гости, в школу), «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.), «Школа вежливых слов».
- Коммуникативные игры: «Сказка о вежливом слове», «Волшебный цветок прощения», «Назови ласково», «Придумки», «Нарисуем портрет», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение», «Три сундука» и др.
- Составление рассказов на темы: «Моя мечта», «Нарисуем портрет», «Какой Я», « Моя семья», «Чем мы любим заниматься дома с мамой (папой)», «Каким я хочу быть», «Расскажи о себе»; совместно с родителями рассказа «Традиции нашей семьи».
- Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».
- Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений в детском саду и дома с родителями.
- Рисование на темы: «Какого цвета добрые слова?», «Мой папа»; «Дом, в котором я живу»; «Моя семья»; «Мы – художники-иллюстраторы. Рисуем иллюстрации к книге В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?».
- Изготовление праздничных открыток, подарков членам семьи; сотворчество детей с родителями: рисование странички в «Альбом вежливости»,
- Просмотр мультфильма «Федорино горе», сказки «Золушка».
- Посильная трудовая деятельность дома и в детском саду.
-беседа;
-сюжетно-ролевая игра;
-игра-спор;
-подвижная игра;
-упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений;
-просмотр видеофильмов;
-конкурсы, викторина «Уроки вежливости»;
-Создание и постоянное пополнение фотоальбома «Моя семья и наши традиции», «Альбом вежливости», «Дневника добрых дел».
Подбор печатно-дидактических пособий, демонстрационного материала, фотографий по темам: «От улыбки хмурый день светлей», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Чувства и эмоции», «Добрые дела, волшебные слова», «Что такое дружба?» «Уроки этикета».
VI Перспективно-тематический план клуба «Ежели вы вежливы»
№ |
Месяц |
Тематика работы |
Задачи |
Участники. Взаимодействие с другими клубами |
1 |
СЕНТЯБРЬ |
Презентация клуба «Ежели вы вежливы» |
|
Все клубы ДОО, |
Прописные истины этики. «Приветствие и знакомства».
|
Дать понятия «этика» и «этикет». Познакомить с золотыми правилами этикета. Правилам знакомства. На практических занятиях научиться анализировать поведение сказочных героев в соответствие с правилами этикета.
|
Участники клуба «Ежили вы вежливы» |
||
2 |
ОКТЯБРЬ |
Этикет внешнего вида.
|
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Дать понятие «режим дня», «здоровье», «личная гигиена». Доказать необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Составление схемы режима дня, советы доктора Айболита в практической части урока. |
Участники клуба «Ежили вы вежливы» |
Учимся общаться.
|
Дать понятия «диалог», «спор» «общение», «уважение». Познакомить с правилами этикета в общении со сверстниками, с взрослыми. В практической части занятия сюжетно -ролевые игры. |
Участники клуба «Ежили вы вежливы» |
||
3 |
НОЯБРЬ |
Поведение вобщественных местах. |
Познакомить с правилами поведения в общественных местах: на улице, в подъезде, в лесу, на пляже, в музеи, в зоопарке, в кино, в театре на концерте. Применить знания в игровых ситуациях. |
Участники клуба «Ежили вы вежливы» |
Литературно-музыкальная гостиная «Мама солнышко мое – очень я люблю ее!» |
Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям, к мамам; Способствовать сплочению детей и их родителей через включения всех в совместную досуговую деятельность, создание доброжелательной атмосферы; |
Совместно с клубом «Книголюбы» |
||
4 |
ДЕКАБРЬ |
Ученик на дороге и в транспорте.
|
Соблюдение основных правил этикета поведения на проезжей части и в транспорте. Практические занятия.
|
Участники клуба «Ежили вы вежливы» |
Новогодняя квест - игра «Заколдованная книга» |
Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время.
|
Совместно с клубом «Книголюбы»
|
||
5 |
ЯНВАРЬ |
Развлечение «Коляда, коляда отворяйте ворота» |
Знакомство с обрядами и традициями русского народа. Продолжить знакомить детей с жанром народного творчества, показать его особенности и способ бытования в современной жизни, познакомить с рождественскими колядками, святочными традициями |
Совместно с клубом «Книголюбы» |
6 |
ФЕВРАЛЬ |
Человек и его имя.
|
Доказать на примерах из литературы, из жизни, что поведение человека формирует его «лицо» и создаёт «имя». Дать определение, какие поступки считаются хорошими, а какие плохими. Уметь сформулировать понятия «честность» и «надёжность». «Чуткость» и «храбрость», «ответственность», «дракон в нутрии человека».
|
Участники клуба «Ежили вы вежливы» |
Гостевой этикет.
|
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник». Правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Подарки. Как развлечь гостей, как вести себя за столом. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». |
Участники клуба «Ежели вы вежливы» |
||
7 |
МАРТ |
«Гостеприимство и Подарки».
|
Познакомить с умением приёма гостей, правилам сервировки, умением пользоваться столовыми приборами, умением вести беседу, когда и что дарить и как принимать подарки. Благодарить за услугу. |
Участники клуба «Ежели вы вежливы» |
«Дом и семья». Праздник «Семейные традиции» |
Воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту и внимание друг к другу, познакомиться с традициями разных семей;Изучив этот раздел, ученики овладевают знаниями и умениями поведения в семье, в общежитии, в коммунальной квартире.
|
Совместно с клубом «Книголюбы», «Семья» |
||
8 |
АПРЕЛЬ |
“Общение и взаимоотношения людей”. |
Познакомить с правилами ведения беседы, общения друг с другом, написания писем и телефонного этикета. Познакомить с правилами общения по телефону. Знать важные номера телефонов.
|
Участники клуба «Ежели вы вежливы» |
КВН «Путешествие по сказкам»
|
Нравственная ценность сказок. Понятия о дружбе верности и чести. |
Совместно с клубом «Книголюбы» |
||
9 |
МАЙ |
Праздник вежливости.
|
В увлекательной форме подвести итог путешествия по стране Хороших манер.
|
Участники клуба «Ежели вы вежливы» |
Клубный фестиваль |
|
Все клубы ДОО |
Список использованной литературы
- 1. З.А. Михайлова, И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно».
- Л. Васильева-Гангус. «Азбука вежливости». Москва «Педагогика» 1989г.
- К. Смолка. «Правила хорошего тона». – Москва, «Прогресс», 1980г.
- А. Барто «Стихи» Москва 1992г.
- Стихи «Маршака». «Малыш» 1998г.
- Сборник «Русские народные сказки» Русич 2007г.
- Чуковский «Сказки» Москва 1997г
- Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994
- Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
10.Т.А.Шорыгина «Общительные сказки».
11.А.Лопатина, М. Скребцова «Вежливые слова» серия «Добрый ребёнок».
12.И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет»
13.С.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
14.Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»
15.Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят».