«Азбука здоровья для детей и взрослых»
Донцова Елена Николаевна,
воспитатель средней группы № 9
Тип проекта: среднесрочный (январь-февраль)
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети средней группы, педагоги и родители.
«Здоровье – важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности и бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Актуальность проекта:
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.
Родители играют огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома. Таким образом, эффективность здоровьесбережения обусловлена: •необходимостью повышения результативности педагогического процесса; •усиления его здоровьессберегающей и здоровьеформирующей направленности; •доминированием традиционных подходов над нетрадиционными.
Цель проекта:
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, как одной из главных ценностей человеческой жизни, через систему знаний и представлений об окружающем мире, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни, привлечение к решению оздоровительных задач.
Задачи проекта:
для детей:
образовательные:
- систематизировать и расширить знания детей о здоровом образе жизни; о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека
- обогащать словарь детей новыми словами;
расширять знания детей об организме человека, научить любить себя и свой организм, вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье.
развивающие:
- развивать физические и нравственно-волевые качества личности, повышающие интереса к подвижным играм и физическим упражнениям;
- развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни;
- расширять представление о рациональном питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии;
- развивать игровой замысел;
воспитательные:
- воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
для педагогов:
- создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству;
- создавать предметно-развивающую среду;
- сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом;
- формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде;
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- поддерживать личностные проявления дошкольников: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество;
- интеграция деятельности по формированию здорового образа жизни;
- освоение инновационных технологий оздоровления детей.
для родителей:
- побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс.
- способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы;
- взаимодействие с педагогами по теме проекта.
Проблема:
«Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»
Предполагаемый результат проекта:
- Расширение у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни;
-улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
- приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей;
- умение детей применять полученные знания на практике;
- внедрение педагогом оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
-повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего ребенка;
- обогащение родителей практическим материалом по вопросам физического совершенствования детей;
- иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдать режим дня, правильное питание, чистота тела).
Формы и методы работы над проектом:
Беседы, прогулки с заданиями, экскурсии, просмотр презентаций, чтение стихотворений, отгадывание загадок и ребусов, рисование, приготовление салатов из овощей и фруктов, викторины, выставка совместных работ создание фотоальбома «Мы любим спорт», развлечение «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», мастер-класс, клуб «Очумелые ручки», анкетирование, работа с родителями.
I этап - подготовительный.
(Информационно – накопительный)
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и задач.
3.Анкетирование родителей Ваши дети и их здоровье».
4. Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
5. Подбор художественной литературы, сюжетно-ролевых, дидактических игр, наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, альбомы).
6. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
7. Разработка сценариев мероприятий.
8.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактических игр и др. игр.
9. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
10.Подготовка наглядного материала для родителей.
II этап – основной.
(Организационно – практический).
Реализация мероприятий проекта
Раздел программы |
Виды детской деятельности |
Сроки |
Форма представления результатов |
Социально – коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевые игры: - «Поликлиника», - «Кафе», - «Семья на отдыхе», - «Вылечим куклу», - «Мишка заболел», - «Научим куклу мыть руки», - «Доктор Айболит в гостях у ребят», - «Аптека». |
|
Фотоотчет, конспект |
Познаватель ное развитие |
1. Дидактические игры: - «Полезно-вредно», - «Что нам нужно для здоровья», - «Пирамида здоровья», - «Аскорбинка и ее друзья», - «Валеология» (уход за органами чувств), - «Правильное питание», - «Мы - спортсмены», - «Вредные советы» - «Когда это бывает», - «Точное время», - «Мой день», - «Мой режим дня», - «Продолжи фразу», - «Кому что нужно?», - «Полезные и вредные привычки», - «Собери картинку», «Съедобное - несъедобное», - «В страну здоровяков», - «Азбука здоровья», - «Магазин», - «Полезно - неполезно», - «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)». 2. Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы». - «Мойдодыр», - «Айболит»; - «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», - «Горький вкус справедливости», - «Скажи микробам «Нет!», - «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка», - «Здоровый образ жизни», - «Митя и микробус». Просмотр презентаций: 3. Экспериментальная деятельность: - «Как очистить воду»; - «Заквашиваем молоко» (полезные микробы), «Выращиваем плесень» (вредные микробы), «Осторожно снег!»; - Вода и ее свойства. - Значение воздуха для организма. -Поиск вредных микробов 4. Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека. 5. Экскурсия в медицинский кабинет |
|
Презентация, фотоотчет, картотека дидактических игр, опытов, выставка произведений |
Речевое развитие
|
1. Беседы: - «Что я знаю о здоровье?» - «Мое тело», - «Одежда и здоровье», - «Наши верные друзья – режим дня», - «Зачем мы спим?», - «Красивая осанка», - «Кто такие микробы?», - «Что любят микробы?», - «Отчего прокисает молоко?», - «Враги микробов», - «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»; - «Что такое режим дня и из чего он состоит - «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», - «Гигиена тела», - «Грязные руки грозят бедой», - «Береги зрение с детства», - «Чтобы зубы не болели», - «Движение вместо лекарств», «Режим дня», - «О полезных и вредных привычках», - «Почему люди болеют», - «Гуляем и играем», - «Закаляемся», - «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы». 2. Беседы – рассуждения - «Я – спортсмен». - «Что такое здоровый образ жизни. 3. Рассматривание тематических альбомов «Зимние и летние виды спорта», «Здоровье и болезнь», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Чистота – залог здоровья», «Закаливание – залог здоровья», «Спортсмены России». 4. Рассматривание плакатов «Мой организм», «Режим дня», «Правильное питание». 5. Отгадывание загадок по теме ЗОЖ. 6. Чтение потешек, коротких стихотворений, пословиц, поговорок 7. НОД: - «Путешествие в страну здоровья», - «В поисках здоровья», - «Что мы знаем о гигиене», - «Что такое кожа и зачем она нам нужна?», - «Здоровые зубки», - «Для чего нужно закаливаться», - «Смотри во все глаза»», - Сохрани своё здоровье сам», - «Лечебные деревья»», - «Наши умные помощники-органы чувств», - «Кожа, её строение и значение», - «Что и как человек ест»», - «Изучаем свой организм». 8. Чтение художественной литературы: «Уроки Айболита» Зайцев Т.К. «Вредные советы» Остер Г. «Как расти здоровым» Ротенберг Р. «Мойдодыр» Чуковский К. «Я мою руки» Яснов М. «Девочка – чумазая» А.Барто, «Наша зарядка» Е. Кан, «Микробы и мыло» Р. Корман; «Беседы о здоровье» Т. Шорыгиной. Деловой человек» Л. Рыжова, «Наоборот» Е. Карганова, «Распорядок дня» Грозовский М, «Зачем соблюдать режим» Шорыгина Т., 9. Описательные рассказы и загадки по мнемотаблицам. |
|
Фотоотчет, конспекты бесед, НОД, викторины, подборка иллюстратив ного материала, мнемотаблицы, картотека дидактических игр, художественной литературы, пословиц, загадок |
Художест венно-эстетическое развитие |
1.Рисование: «Мой режим дня дома» 2. Рисование «Мы со спортом крепко дружим!» 3. Лепка «Овощи и фрукты на тарелке», «Спортсмены», 5. Аппликация Чашка горячего чая» 6. Лепка «Моя семья» |
|
Фотоотчет, конспекты НОД |
Физическое развитие |
- «Не спи, не зевай», - «День - ночь», - «Живые часы» - «Не урони палку», - «Делай вот так», - «Кто быстрее?» |
|
Фотоотчет, конспекты НОД |
Работа с родителями |
1. Консультации: - «Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней»; - «Нетрадиционные методы оздоровления», - «Укрепляем мышцы спины, пресса - формируем правильную осанку». - «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» - «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»; - «Подвижные игры дома и на улице», - «Закаливание детей в домашних условиях», - «Значение физической культуры в жизни ребёнка», - «Здоровая семья - здоровый ребенок», «Правила здорового образа жизни», - «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», - «Берегите здоровье своего любимого ребенка» 2. Семейный клуб. «Здоровая семья – здоровый ребенок», 3. Семинар – практикум: «Здоровьесберегающие технологии и их применение». 4. Папки – передвижки «Правила здорового образа жизни», «В каких продуктах «живут» витамины» 5. Фото – выставка «Здоровье – это здорово» 6. Мастер-класс «Игры для развития дыхания», 7. Клуб «Очумелые ручки» (изготовление нетрадиционного спортивного оборудования) |
|
Информацион ный материал, анкета, фотоотчет |
III этап – заключительный.
Подведение результатов:
- обобщение материалов проекта,
- защита проекта.
Предполагаемый результат:
- Расширение у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни.
- Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
- Умение детей применять полученные знания на практике.
- Внедрение педагогом оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
- Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего ребенка;
- Обогащение родителей практическим материалом по вопросам физического совершенствования детей;
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдать режим дня, правильное питание, чистота тела).
Продукты проекта:
- фотоотчеты
- картотеки
- презентации
- конспекты НОД
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет. – М., 2009.
2. Алябьева Е.А. Нравственно - эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Блинкова Г.М. Занятия. Познавательное развитие детей 4-7 лет. – М., 2010.
4. Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. – М., 2003.
5. Галанова А.А. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Зайцев Е.К. Уроки Айболита. – СПб, 2003.
7. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском саду. – М., 2010.
8. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
10. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
11. Ротенберг Р. Расти здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
12. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М., 2010.