Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4982 Проект «Азбука здоровья для детей и взрослых»

Опубликовано 19.03.2019

«Азбука здоровья для детей и взрослых»

Донцова Елена Николаевна,

воспитатель средней группы № 9

Тип проекта: среднесрочный (январь-февраль)

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети средней группы, педагоги и родители.

«Здоровье – важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности и бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Актуальность проекта:

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.         

 Родители играют огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома. Таким образом, эффективность здоровьесбережения обусловлена: •необходимостью повышения результативности педагогического процесса; •усиления его здоровьессберегающей и здоровьеформирующей направленности; •доминированием традиционных подходов над нетрадиционными.

 

Цель проекта:

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, как одной из главных ценностей человеческой жизни, через систему знаний и представлений об окружающем мире, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни, привлечение к решению оздоровительных задач.

 

Задачи проекта:

для детей:                                                                       

 образовательные:      

 - систематизировать и расширить знания детей о здоровом образе жизни; о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека

 - обогащать словарь детей новыми словами;                                

расширять знания детей об организме человека, научить любить себя и свой организм, вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье.

  развивающие:       

- развивать физические и нравственно-волевые качества личности, повышающие интереса к подвижным играм и физическим упражнениям;

- развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни;

- расширять представление о рациональном питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;

- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии;

 - развивать игровой замысел;

воспитательные:                                      

 - воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

 для педагогов:                                                                                         

- создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству;            

- создавать предметно-развивающую среду;

 - сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом;

- формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде;

- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

- поддерживать личностные проявления дошкольников: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество;

- интеграция деятельности по формированию здорового образа жизни;

- освоение инновационных технологий оздоровления детей.

 для родителей:

- побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс.                                   

- способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы;

- взаимодействие с педагогами по теме проекта.

Проблема:

«Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»

Предполагаемый результат проекта:

- Расширение у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни;

-улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

- приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей;

- умение детей применять полученные знания на практике;

- внедрение педагогом оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

-повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего ребенка;

- обогащение родителей практическим материалом по вопросам физического совершенствования детей;

- иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдать режим дня, правильное питание, чистота тела).

Формы и методы работы над проектом:

Беседы, прогулки с заданиями, экскурсии, просмотр презентаций, чтение стихотворений, отгадывание загадок и ребусов, рисование, приготовление салатов из овощей и фруктов, викторины, выставка совместных работ создание фотоальбома «Мы любим спорт», развлечение «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», мастер-класс, клуб «Очумелые ручки», анкетирование, работа с родителями.

I этап - подготовительный.

(Информационно – накопительный)

1. Определение темы проекта.

2. Формулировка цели и задач.

3.Анкетирование родителей Ваши дети и их здоровье».

4. Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».

5. Подбор художественной литературы, сюжетно-ролевых, дидактических игр, наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, альбомы).

6. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.

7. Разработка сценариев мероприятий.

8.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактических игр и др. игр.

9. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

10.Подготовка наглядного материала для родителей.

 

II этапосновной.

(Организационно – практический).

                                         Реализация мероприятий проекта

Раздел программы

Виды детской деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

- «Поликлиника»,

- «Кафе»,

- «Семья на отдыхе»,

- «Вылечим куклу»,

- «Мишка заболел»,

- «Научим куклу мыть руки»,

- «Доктор Айболит в гостях у ребят»,

- «Аптека».

 

Фотоотчет, конспект

Познаватель

ное развитие

1. Дидактические игры:

- «Полезно-вредно»,

- «Что нам нужно для здоровья»,

- «Пирамида здоровья»,

- «Аскорбинка и ее друзья»,

- «Валеология» (уход за органами чувств),

- «Правильное питание»,

- «Мы - спортсмены»,

- «Вредные советы»

- «Когда это бывает»,

- «Точное время»,

- «Мой день»,

- «Мой режим дня»,

- «Продолжи фразу»,

- «Кому что нужно?»,

- «Полезные и вредные привычки»,

- «Собери картинку», «Съедобное - несъедобное»,

- «В страну здоровяков»,

- «Азбука здоровья»,

- «Магазин»,

- «Полезно - неполезно»,

- «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».

2. Просмотр мультфильмов

«Уроки тетушки Совы».

- «Мойдодыр»,

- «Айболит»;

- «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»:

«Распорядок»,

«Быть здоровым здорово», «Личная гигиена»,

 «Кому нужна зарядка»,

- «Горький вкус справедливости»,

- «Скажи микробам «Нет!»,

- «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка»,

- «Здоровый образ жизни»,

- «Митя и микробус».

Просмотр презентаций:

3. Экспериментальная деятельность:

- «Как очистить воду»;

- «Заквашиваем молоко» (полезные микробы), «Выращиваем плесень» (вредные микробы), «Осторожно снег!»;

- Вода и ее свойства.

- Значение воздуха для организма.

-Поиск вредных микробов

4. Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека.

5. Экскурсия в медицинский кабинет

 

Презентация,

фотоотчет, картотека дидактических игр, опытов,

выставка произведений

Речевое развитие

 

1. Беседы:

- «Что я знаю о здоровье?»

- «Мое тело»,

- «Одежда и здоровье»,

- «Наши верные друзья – режим дня»,

- «Зачем мы спим?»,

- «Красивая осанка»,

- «Кто такие микробы?»,

- «Что любят микробы?»,

- «Отчего прокисает молоко?»,

- «Враги микробов»,

- «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;

- «Что такое режим дня и из чего он состоит

- «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться»,

- «Гигиена тела»,

- «Грязные руки грозят бедой»,

- «Береги зрение с детства»,

- «Чтобы зубы не болели»,

- «Движение вместо лекарств», «Режим дня»,

- «О полезных и вредных привычках»,

- «Почему люди болеют»,

- «Гуляем и играем»,

- «Закаляемся»,

- «Почему случаются опасные травмы»,

«Опасные домашние предметы».

2. Беседы – рассуждения

- «Я – спортсмен».

- «Что такое здоровый образ жизни.

3. Рассматривание тематических альбомов

«Зимние и летние виды спорта»,

«Здоровье и болезнь»,

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,

«Чистота – залог здоровья»,

«Закаливание – залог здоровья»,

«Спортсмены России».

4. Рассматривание плакатов

«Мой организм»,

«Режим дня»,

«Правильное питание».

5. Отгадывание загадок по теме ЗОЖ.

6. Чтение потешек, коротких стихотворений, пословиц, поговорок

7. НОД:

- «Путешествие в страну здоровья»,

- «В поисках здоровья»,

- «Что мы знаем о гигиене»,

- «Что такое кожа и зачем она нам нужна?»,

- «Здоровые зубки»,

- «Для чего нужно закаливаться»,

- «Смотри во все глаза»»,

- Сохрани своё здоровье сам»,

- «Лечебные деревья»»,

- «Наши умные помощники-органы чувств»,

- «Кожа, её строение и значение»,

- «Что и как человек ест»»,

- «Изучаем свой организм».

8. Чтение художественной литературы:

«Уроки Айболита» Зайцев Т.К.

«Вредные советы» Остер Г.

«Как расти здоровым» Ротенберг Р.

«Мойдодыр» Чуковский К.

«Я мою руки» Яснов М.

 «Девочка – чумазая» А.Барто, «Наша зарядка» Е. Кан, «Микробы и мыло» Р. Корман; «Беседы о здоровье» Т. Шорыгиной.

Деловой человек» Л. Рыжова, «Наоборот» Е. Карганова, «Распорядок дня» Грозовский М,

«Зачем соблюдать режим» Шорыгина Т.,

9. Описательные рассказы и загадки по мнемотаблицам.

 

Фотоотчет,

конспекты бесед, НОД, викторины, подборка иллюстратив

ного материала,

мнемотаблицы,

картотека дидактических игр, художественной литературы, пословиц, загадок

Художест

венно-эстетическое развитие

1.Рисование: «Мой режим дня дома»

2. Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»

3. Лепка «Овощи и фрукты на тарелке», «Спортсмены»,
4.Раскраска «Девочка чумазая»,

5. Аппликация Чашка горячего чая»

6. Лепка «Моя семья»

 

Фотоотчет, конспекты НОД

Физическое развитие

- «Не спи, не зевай»,

- «День - ночь»,

- «Живые часы»

- «Не урони палку»,

- «Делай вот так»,

- «Кто быстрее?»

 

Фотоотчет, конспекты НОД

Работа с родителями

1. Консультации:

- «Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней»;

- «Нетрадиционные методы оздоровления»,

- «Укрепляем мышцы спины, пресса - формируем правильную осанку».

- «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

- «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»;

- «Подвижные игры дома и на улице»,

- «Закаливание детей в домашних условиях»,

- «Значение физической культуры в жизни ребёнка»,

- «Здоровая семья - здоровый ребенок»,

«Правила здорового образа жизни»,

- «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»,

- «Берегите здоровье своего любимого ребенка»

2. Семейный клуб. «Здоровая семья – здоровый ребенок»,

3. Семинар – практикум: «Здоровьесберегающие технологии и их применение».

4. Папки – передвижки

«Правила здорового образа жизни»,

«В каких продуктах «живут» витамины»

5. Фото – выставка

 «Здоровье – это здорово»

6. Мастер-класс «Игры для развития дыхания»,

7. Клуб «Очумелые ручки» (изготовление нетрадиционного спортивного оборудования)

 

Информацион

ный материал, анкета, фотоотчет

 

III этап – заключительный.

Подведение результатов:

- обобщение материалов проекта,

- защита проекта.

Предполагаемый результат:

  • Расширение у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни.
  • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.
  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
  • Умение детей применять полученные знания на практике.
  • Внедрение педагогом оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
  • Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего ребенка;
  • Обогащение родителей практическим материалом по вопросам физического совершенствования детей;
  • Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдать режим дня, правильное питание, чистота тела).

Продукты проекта:

- фотоотчеты

- картотеки

- презентации

- конспекты НОД

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет. – М., 2009.

2. Алябьева Е.А. Нравственно - эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Блинкова Г.М. Занятия. Познавательное развитие детей 4-7 лет. – М., 2010.

4. Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для  дошкольников. – М., 2003.

5. Галанова А.А. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Зайцев Е.К. Уроки Айболита. – СПб, 2003.

7. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском саду. – М., 2010.

8. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

10. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

11. Ротенберг Р. Расти здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 1993.

12. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М., 2010.