Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух»
Подготовила: Айсматуллина Алсу Калыниязовна
2018г
Цель:
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
3. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
4. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
5. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка). Безопасность.
Оборудование:
Воздушный шарик, полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная, краски, бумага.
Организационный момент
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер», в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воздушный шарик).
Голос шарика: Ой-ой-ой куда это меня ветром занесло?
Воспитатель: Ребята куда попал шарик?
Дети: В детский сад.
Голос шарика: А что такое детский сад?
Воспитатель: Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.
Голос шарика: А что находится у меня внутри?
Воспитатель: А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Голос шарика: С удовольствием!
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)
И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории».
(На экране появляются схематические рисунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, подходите к столам.
ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Опыт №1.
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха). Подуем на ладошки какой воздух теплый.
Делаем вывод: Ветер-это движение воздуха.
Опыт №2.
-Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Делаем вывод: Воздух легче воды
Опыт №3
А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?
Дети: Ничего
А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?
Дети: Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
Опыт№4
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Опыт №5: свеча горит внутри закрытой колбы.
— Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.
Опыт №6«Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: -Посмотрите, я сделала самодельные весы из линейки . полоска посередине указывает, где держать весы. Взвесим два ненадутых шарика.
В: весы ровно располагаются, значит вес ненадутых шариков одинаковый. Один из шариков надуваем. Что изменилось?
Почему? Надутый шарик тяжелее пустого? Что внутри шарика надутого?
(воздух)
Вывод: Правильно. Значит воздух имеет вес.
Опыт№7Кляксография. «Воздухом можно рисовать!»
В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
Рефлексия
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки - одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер это движение воздуха
-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Техника рисования воздухом называется типография (нет кляксография).
-Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
Голос шарика: Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами! Теперь я знаю, что у меня внутри воздух! За ваши открытия я хочу вам оставить на память о себе!
(раздача шариков)
Список литературы:
1.Журнал «Детский сад. Все для воспитателя №11 (35) ноябрь 2014.
2.Рыжкова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-128с.: илл.