Конспект открытого занятия
по формированию элементарных математических представлений на тему: «В поисках цветика- семицветика» воспитателя старшей группы №10
Хаковой Эльвиры Рифгатовны
2018-2019 учебный год.
Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- Закрепить прямой счет, отсчет предметов в пределах 10;
- Формировать навыки обратного счета в пределах 10;
- Закрепить знания о последовательности дней недели;
- Закреплять оттенки цветов (фиолетовый, голубой, оранжевый)
- Учить преобразовывать одну геометрическую фигуру в другую.
- Правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какого цвета?»
- Учить соотносить цифру с числом;
- Формировать пространственно-временные представления (между, за, перед…);
- Закрепить названия геометрических фигур ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
Предварительная работа: чтение Сказки «Цветик- семицветик» В. Катаева
Оборудование: сундук, цифры, аудиозапись, магнитофон, демонстрационный и раздаточный материал по теме, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник разного цвета), клей-карандаш, плакат «поляна», медали с цифрами, домики, сувенирные подарки, влажные салфетки
Методы и приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов.)
Наглядный (использование иллюстрации.)
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.)
Поощрение, анализ занятия.
Ход образовательной деятельности:
1.Вступительная часть.
Воспитатель стоит в гркппе и зазывает детей:
Хоровод, хоровод!
Собирайся народ!
Снова собрался наш круг!
Даша и Артём,
Самира, Диля, Данияр, Рустам….
-Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и передадим друг другу свой заряд бодрости
(Дети входят в группу и ведут хоровод.) Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон с письмом от волшебника, которое читает воспитатель.
Здравствуйте, мои друзья!
Волшебник знаменитый я.
Как откроете конверт,
Так узнаете секрет.
Чтоб желанья исполнялись
И сбывались все мечты,
Чудо цветик- семицветик
Постарайтесь вы найти.
Мой наказ не позабудьте!
До свиданья, в добрый путь!
-Ну что, ребята, отправимся искать волшебный цветик- семицветик?
-Мы отыщем его, загадаем желание, и оно обязательно сбудется. Как бы я хотела увидеть этот волшебный цветок! А вы?
-На чём можно отправиться на его поиски?
-Давайте полетим на ковре-самолете.
2.Основная часть.
Но сначала сделаем гимнастику для глаз. «Солнышко и тучки».
-Как вы думаете, зачем нужна гимнастика для глаз?
Солнышко с тучками
В прятки играло,
Солнышко тучки-летучки считало:
(Дети закрывают и открывают глаза.)
Серые тучки,
(Глазки вправо.)
Чёрные тучки,
(Глазки влево.)
Лёгких- две штучки,
(Глазки вверх.)
Тяжёлых- три штучки.
(Глазки вниз.)
Тучки попрятались, тучек не стало,
(Закрывают глаза руками.)
Солнце на небе вовсю засияло.
(Дети широко открывают глазки и поднимают руки вверх.)
-Погода отличная, можно отправляться в путь!
_Ребята, присядьте на ковёр- самолёт, закройте глаза. Давайте произнесём волшебные слова.
Пронеси нас над лесами,
Пронеси нас над лугами,
Через радугу- дугу
Опусти нас на лугу.
(В это время воспитатель убирает с сундука покрывало.
_Вот мы и попали в волшебную страну. Откройте глаза. Что это такое?(Сундук.)
-Вам интересно узнать, что в этом сундуке?
-А может, там цветик- семицветик?
(воспитатель обращает внимание детей на необычный замок на сундуке.)
-Ребята, посмотрите внимательно на замок: на нём какие- то геометрические фигуры. Вы знаете их? (Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.)
-Чтобы открыть сундук, нужно определить лишнюю фигуру. (Круг.)
(Открывается сундук, в котором лежит красный лепесток и схема движения.
-Цветика здесь нет…Но есть лепесток и какой-то план со стрелочками и заданиями.
(Воспитатель с детьми рассматривает план.)
-Ребята, если мы будем двигаться по плану и правильно выполнять задания, то в награду будем получать лепестки. Первый лепесток мы с вами получили. Какого он цвета?(Красного.)
Дети начинают двигаться по схеме, подходят все к столу, на котором лежат квадраты
-Ребята, какие фигуры вы видите на столе? (Квадраты.)
-Сегодня мы с вами научимся превращать квадрат в другие фигуры.
(Воспитатель показывает, как складывать квадрат пополам. )
- Ребята, все справились с заданием?
-Какая фигура у нас получилась? (Прямоугольник.)
-Как мы сложили квадрат? (Пополам.)
-А сейчас возьмите другой квадрат и сложите его от уголка к уголку. (воспитатель показывает).
-Какая фигура у нас получилась сейчас? (Треугольник.)
-Как мы сложили квадрат? (От уголка к уголку.)
-Давайте сравним все три фигуры.
Молодцы, мы с вами еще ни один раз будем складывать фигуры и запоминать их названия.
(Раздается звук колокольчика и воспитатель находит оранжевый лепесток)
-А вот и следующий лепесток, какого он цвета? (Оранжевого.)
(Воспитатель с детьми двигается по схеме дальше и находят открытку, с заданием.)
-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание «Бывает-не бывает».Если вы считаете услышанное высказывание правильным, хлопните в ладоши, а если неправильным, покачайте головой. Готовы?
Утром солнышко встает.
По утрам надо делать зарядку.
Нельзя умываться по утрам.
Днем ярко светит луна.
Утром дети идут в детский сад.
Ночью люди обедают.
Вечером вся семья собирается дома.
В неделе семь дней.
За понедельником следует среда.
После субботы идет воскресенье.
Перед пятницей стоит четверг.
Всего пять времен года.
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
(Раздается звон колокольчика и воспитатель находит желтый лепесток)
-А вот и следующий лепесток. Какого он цвета? (Жёлтого.)
Продолжаем наши поиски. Идем по стрелочкам дальше. Что же это у нас на столе? (Книга.)
А вы узнали героя этой сказки? (Да. Это Емеля.)
-Да, с Емелей мы дружны и очень любим его стихотворение о днях недели. Вспомним его?
Воспитатель.
Мы спросили у Емели:
Назови нам дни недели,
Стал Емеля вспоминать,
Дни недели называть:
Дети.
В Понедельник целый день
Я валялся –мне не лень.
А во вторник слез с печи,
Кушал мед - да калачи.
А потом пришла среда,
Кажется, колол дрова.
За водой в четверг ходил,
Чудо-щуку изловил
В пятницу к царю попал-
Тут ребята я пропал,
В царскую доченьку влюбился
И на ней потом женился.
Всю субботу, воскресенье
Во дворце было веселье,
Свадьбу шумную справляли,
Нас с царевной поздравляли!
-Назовите, ребята, какой сегодня недели?
-Какой был вчера?
-Какой будет завтра?
-С какого дня начинается неделя?
-Каким днём заканчивается неделя?
-Какой день недели между вторником и четвергом?
-Молодцы, ребята! Успешно справились с заданием.
(Раздается звон колокольчика и воспитатель находит зеленый лепесток)
-Ой, а вот ещё один лепесток. Какого он цвета? (Зелёного.)
( Дети передвигаются по плану дальше.)
-Молодцы, ребята, а теперь немного поиграем.
Физкультминутка
Начинается игра - собирайся детвора
На лесной полянке цифры пляшут с нами
Цифра 2, вставай в кружок
Покажи, где твой дружок
(Ребёнок с цифрой 2 выходит на середину круга, ищет своих соседей-цифры 1и3. Игра повторяется 2-3 раза.)
Раздаётся звон колокольчика, и воспитатель находит голубой лепесток.
-Какого цвета этот лепесток? (Голубого.)
Движение по схеме продолжается, дети с воспитателем подходят к столу, на котором в беспорядке лежат цифры.
-Дети, что случилось с нашими цифрами?(Они перепутались.)
-Правильно, давайте поможем им встать по порядку.
(Дети раскладывают карточки с цифрами по порядку без помощи воспитателя.)
-А теперь давайте посчитаем до 10. Правильно ли стоят наши цифры? Молодцы, а теперь в обратном порядке.
Игра «Поляна».
На середину закреплена цифра. Вы должны составить это число из снежинок.
(воспитатель объясняет.)
-Если в середине находится цифра 5, вы должны положить 5 снежинок.
-Молодцы! С этим заданием справились.
-А вот и следующий лепесток. Какого он цвета? (Синего.)
-Продолжаем наши поиски.
Игра называется «Молчанка».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один.
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько раз в году бывает День Рождения?
- Сколько углов в треугольнике?
- Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? (4)
- Вдруг упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним - Игнат Сколько здесь всего ребят? (3)
-У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке, Если было 5 кадушек, сколько было в них лягушек?
Игра «Подбери колёса к машине». 1.Перед вами машины с номерами. Вы должны подобрать колёса к машине так, чтобы количество гаек на двух колёсах, обозначенное цифрами, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты.)
Раздаётся звон колокольчика, и воспитатель находит фиолетовый лепесток.
-А вот и последний лепесток! Какого он цвета? (Фиолетового.)
3.Итог
-Молодцы! Мы нашли все лепестки. А теперь нам пора возвращаться в группу. Садимся на ковёр-самолёт.
(Звучит музыка)
-Вот мы и в группе. Вы у меня молодцы, и сейчас мы соберём все лепесточки в один цветок.
(Дети приклеивают лепестки цветка на подготовленный плакат.
-Какой же красивый цветик- семицветик у нас получился! Давайте осторожно прикоснёмся к нему и загадаем желание. Зажмите крепко в кулачок своё желание, подуйте и оно обязательно сбудется.
-Какое интересное было у нас путешествие.
-Что именно вам запомнилось?
-Что вам показалось трудным?
-А что было легко?-
-А зачем искали цветик- семицветик?
-В какую игру мы играли?
Мы ребята молодцы,
Мы ребята храбрецы,
Мы цветок найти старались,
Трудностей не испугались,
И в награду для нас
Сувениры он припас.