Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5032 Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема.

Опубликовано 28.03.2019

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема.

 

 Автор:  Халковская  Екатерина Алексеевна

 ГБОУ ШКОЛА 852 ДО 2

 

2018год

 

  Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Творческая  деятельность имеет  серьезное значение  в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, а ее формирование и  развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и  трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Учитывая своеобразие педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушениями в развитии, акцент в группировке методов обучения и воспитания мы делали с учетом специфики воздействия разных видов творчества, и опирались на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов: ‒ методы организации учебно-воспитательной деятельности; ‒ методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; ‒ методы  контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; Проектируя и  организуя   учета структуры дефекта; ‒ деятельностный принцип; ‒ принцип создания ситуации успеха; ‒ принцип доступности материала; ‒ принцип эмоциональной насыщенности; ‒ принцип взаимосвязи разных видов деятельности; ‒ принцип реализации потребности в социальной принадлежности; ‒ принцип создания ситуаций, способствующих формированию ‒ социальных навыков и умений. Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; — развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств  в  социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Исходя из опыта работы, мы определили, что большое значение в развитии творческих способностей детей с ОВЗ имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности детей и подростков преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности Мы выделяем пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность детей на практических занятиях: Объяснение воспитателя. Этап теоретического осмысления работы. Показ. Этап инструктажа. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. Сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов. Выполнение работы — это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. На этом этапе особое внимание уделяю тем детям, которые плохо справляются с заданием. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого задания. Учебный материал преподношу небольшими дозами, его усложнение осуществляю постепенно. Контроль. На этом этапе работы детей проверяются и оцениваются. Работа по развитию творческих способностей у  детей с ограниченным  возможностями здоровья трудна, но богата развивающими  идеями — не только для обучающихся, но и для педагога, воспитателя. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств  творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Коррекционно-образовательной работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.  

Литература:

 Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития, книга

 1 / В. И. Андреев — Казанский университет, 2006. — 175 с.

 Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. — 333 с.

 Белоусов В. И. Новаторство: от идеи до внедрения. — М.: «Советская Россия», 1985.- 126 с.        

 Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности — СПб: издательство Буковского, 1994.- 60 с.

 Волков И. П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. — М.: «Педагогика», 1987. — 101–140 с.

 Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, СПб., 2003. — 157 с.

 Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизненное творчество. // Искусство в школе. 1993. — № 1.- 97 с.