Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5044 Статья "Значение игр в познании окружающего мира".

Опубликовано 31.03.2019

 

Глазкова Ольга Николаевна - воспитатель
МБДОУ №162 "Сказка" г. Ульяновск


Статья "Значение игр в познании окружающего мира".

 

 

 

Предметный мир имеет особое значение в развитии

дошкольников. Задача педагога – помочь им войти в этот мир,

научиться ориентироваться в его многообразии, использовать

предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к

ним отношение.

Главным условием воспитания у дошкольников ценностного

отношения к предметному миру является системный характер

представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение,

зависимость конструкции, строения и материала из которого

сделан предмет. Комплекс этих признаков помогает ребёнку

научиться различать и называть сходные предметы, например

кресло и стул, халат и платье. Системный характер представлений о

предметном мире способствует освоению детьми и родовых

понятий ( мебель, транспорт, посуда, овощи и т. д )

Проводя эту работу воспитатель использует повседневные

житейские ситуации и конструирует специальные образовательные

ситуации для знакомства детей с предметами, их назначением

способами использования. Такую же работу могут проводить и

родители дома со своими детьми. Д ля знакомства с предметным

миром целесообразен специальный дидактический материал,

моделирующий предметы посуды, одежды, мебели у которых нет

той или иной части или которые сделаны из неподходящего

материала и поэтому непригодны для использования по

назначению (у чашки нет ручки, а иголка сделана из бумаги, у

стульчика сломана ножка и т. д.). Дети эмоционально реагируют на

такие ситуации, активно объясняют их и помогают игровому

персонажу , например, купить в магазине нужный ему предмет

(новую чашку) или отремонтировать предмет (стул).

 

Интегрируя игровую ситуацию и познавательную деятельность,

педагог (или родитель) создаёт проблемные ситуации для

знакомства малышей с материалами. Так, развивая сюжет ролевой

игры, он предлагает слепить пирожки для угощения куклы. Дети

находят в игрушечном холодильнике тесто – сухие комочки глины

или пластилина, или солёное тесто т.е. тот материал, с которым в

этот день запланировано их познакомить. Попытка вылепить

пирожки позволяет им осознать, что у них не получается. Проводя

различные обследования и исследования дети стараются сделать

данный материал пригодным для лепки ( намочить, растереть,

размять, разогреть и т. д ).

Программа для младших дошкольников предполагает

знакомство с видовыми понятиями на основе выделения

существенных признаков. В этих целях используется система

дидактических игр на классификацию: « Оденем куклу на

прогулку», « Мебельный магазин», « Гости пришли» и т. д. Дети в

этих играх оперируют с наборами предметов и картинок,

включающих предметы одного вида, различающиеся по

несущественным признакам, и близких видов.

Так, в одном из вариантов игры « Магазин» на полках с посудой

стоят стаканы, чашки чайник, кофейник, сахарница. Дети по

очереди исполняют роль продавца, а педагог озвучивает игровых

персонажей, пришедших за покупками, например: , «Мне нужны

жёлтые чашки», или « Покажите, пожалуйста ,мне вон тот красный

чайник. Как – нет! А что же стоит на верхней полочке? Кофейник?

А какого цвета у вас чайники? Зелёные? Тогда возьмём зелёные»

И т.д. Хорошо и мамам поиграть в такие игры со своими ребятками.

Это обучает ребят и сближает вас.