Образовательный проект:
«Роль семьи в воспитании детей старшего
дошкольного возраста»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Автор проекта:
Александрова Елена Владимировна
Воспитатель
МАДОУ №19, г. Кемерово.
2019г.
Структура образовательного проекта
I. Пояснительная записка:
1) Паспорт проекта:
Сведения о воспитанниках, на которых рассчитаны представляемые материалы;
Объём в часах, продолжительность курса;
Сведения об апробации проекта (где, как долго апробировался курс, система и т.п.).
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
3) Цель и задачи проекта.
4) Ожидаемые педагогические результаты.
II. Теоретическое обоснование проекта
1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта.
2) Основные принципы, лежащие в основе проекта.
3) Характеристика возрастных психологических особенностей воспитанников, на развитие которых направлен данный проект (в контексте заявленной проблемы).
III. Методический модуль (на примере изучения конкретных разделов в объёме не менее 20 ч.)
1) Описание методики воспитания (методы, приёмы, формы, средства воспитания).
2) Дифференциация, индивидуализация подхода. Дополнительные задания (коррекционно-развивающего, развивающего и продвинутого характера).
IV. Модуль результативности
1) Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный опрос, тестирование и т.д.).
2) Анализ результатов работы (за последний год) по теме проекта. Оценка уровня усвоения материала воспитанниками: Соответствует стандарту;
Выше стандарта (углубление, расширение, дополнение и др.).
V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов
I. 1. Пояснительная записка:
1) Паспорт проекта:
- данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовый детский сад;
- говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс - как равноправных и равноответственных партнёров, и как результат – создание новой формы своего дошкольного учреждения – педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей;
- образовательный проект был создан на основе программы для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 6-7 года жизни «Из детства – в отрочество». Её цель – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременном и полноценном психическом развитии и подготовкой к школе. Программа из «Из детства – в отрочество» разрабатывалась целым авторским коллективом: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик, З.А. Гриценко, Е.А. Дубровская, Т.И. Ерофеева, В.А. Недоспасова, Н.В. Полтавцева и с 1996 года опробована в ДОУ г. Москвы, Новоуральска, Нефтекамска, Пензы, Курска, Твери и области, Тюмени и др. Следует заметить, что претворяли программу в жизнь в трудных социально-экономических условиях.
В нашем д/с проект опробовался 2 года и тоже показал высокую эффективность взаимодействия семьи с образовательным учреждением.
2) Актуальность проекта.
«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде
всего – люди. Из них на первом месте – родители
и педагоги».
А.С. Макаренко.
Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов, причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массовой культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.
Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трёхпоколенная семья. И дети, надо признать, в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Для такой семьи и наш педагогический всеобуч, видимо, не был так необходим. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения (дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно), как правило, это семья с одним ребёнком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная. Как утверждает статистика, в нашей области более 50% семей имеют лишь одного ребёнка. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях нет ни бабушки, ни дедушки, то такие семьи, где ребёнок рождается, делает первые шаги, учится говорить, познавать окружающий мир предметов, явлений, человеческих отношений, начинают терять главное – роль воспитательного коллектива, когда «нет ни братьев, ни сестёр, ни общих радостей, ни переживаний, обыкновенного соседства нет», - без этого, как утверждает А.С. Макаренко, нет ни воспитания, ни счастья.
Обоснование необходимости педагогической поддержки семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
- разрушены нравственные представления о браке и семье;
- утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
- деформирована сфера семейного воспитания;
- как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;
- система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи;
- современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.
Что значит быть сегодня ребёнком?
- Семья легко может распасться из-за развода родителей.
- Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми.
- Воспитание детей часто происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду, …
- Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации.
- Свободное пространство для игр на природе всё больше сокращается.
- На детей всё сильнее влияет коммерциализация жизни.
3) Цель и задачи проекта
В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Исходя их этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребёнка, на уверенности в возможности и способности каждого ребёнка, через эмпатическое понимание детей. Способствуя развитию личности ребёнка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителям, я ставлю перед собой следующие задачи:
- поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения);
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- обеспечить координацию совместных усилий семьи и ДОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьёй, дошкольным и школьным учреждением;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях её перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
- рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье;
- коррекция семейного воспитания;
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание и семейное образование;
- защита ребёнка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, улице.
Удовлетворение потребности ребёнка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.
4) Ожидаемые педагогические результаты
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни д/с родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества - как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.
Общение с воспитателями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребёнка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- относиться к своему ребёнку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;
- знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдёт драматической смены самооценки (в д/с. был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» своё поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья даёт крылья и корни» - семья, которая воспитывает удачливых, даёт:
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьёй, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей;
- понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребёнком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребёнком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребёнка счастье творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем несравнимое счастье овладения каким-то мастерством, счастье открытия, счастье преодоления, счастье интеллектуальной победы.
Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», - писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.
Итог: сформирована активная педагогическая позиция родителей, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения каждого ребёнка:
Социальное развитие ребёнка – отношение к окружающему миру взрослых и сверстников, способность понять эмоциональное состояние других, проявление сочувствия, владение способами динамического общения, эмоционального благополучия; умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми.
Познавательное развитие – ориентировка в окружающем и становление картины мира, ориентировка во времени, пространстве. Ориентировки величины, формы, цвета. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Развитие способности к решению творческих проблем, становление умственной работоспособности, развитие сознания и произвольности, формирование общей и специальной готовности к школе:
- психические процессы: экологическое образование-осознание своего места в окружающем мире, навыки рационального природопользования; научное представление о живых организмах, в связи с окружающей средой; навыки экологической грамотности и безопасного поведения, забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
- элементарные математические представления;
- элементарные естественнонаучные представления: природа, эксперименты, экология, как наука;
- представление о человеке в истории и культуре: краеведение, история цивилизации, представление о техническом прогрессе, усвоение социальных правил поведения;
- конструирование.
Эстетическое развитие – развитие эстетического отношения к миру, приобщение к искусству, художественной деятельности, развитие специальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных).
Развитие речи и речевого общения:
- вербального и невербального общения;
- диалог, как основная форма общения;
- развитие звуковой культуры речи, связанной речи, грамматического строя речи.
Совсем скоро наши выпускники станут школьниками, но их уже волнуют мысли о самих себе, мальчики и девочки задумываются: «Какой я? Что во мне хорошего и что плохого? Что думают обо мне товарищи?». Приближается пора самовоспитания, когда важнейшей воспитательной силой станут воля и настойчивость ребят.
Каким он должен стать в будущем?
1. Целеустремлённым.
Целеустремлённость – главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.
2. Трудолюбивым.
Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков.
3. Мужественным.
Мужество – это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.
4. Требовательность к себе и самокритичность – это путь познания себя и условие самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе.
5. Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Без данного качества человек не способен ни на дружбу, ни на настоящую любовь.
6. Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки – мои злейшие враги.