Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5170 Статья "Рисование с детьми раннего возраста"

Опубликовано 04.05.2019

Глазкова Ольга Николаевна
Воспитатель
МБДОУ №162 "Сказка" г. Ульяновск


Статья "Рисование с детьми раннего возраста"

 

 

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку

овладеть элементарным приемам лепки и рисования, но и благотворно

влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную

отзывчивость, воспитывают чувства прекрасно, формируют трудолюбие,

развивают мышление, внимание, память, воображение. Занимаясь с детьми

изобразительной деятельностью, мы преследуем следующие цели:

1. Развивать и поддерживать эстетические свойства и качества предметов

окружающей действительности, явлений природы, развитие

любознательности, формирование пространственно-образного

мышления, развитие координации руки и глаза.

2. Знакомить детей с изобразительными материалами, вызывать интерес к

рисованию и лепке.

3. Учить воспроизводить в рисунке, в лепке по показу взрослого и по

памяти несложные предметы и явления (линии, точки, и то, что можно

ими изобразить).

4. Обучать детей техническим приемам работы с изобразительными

материалами.

Для успешного решения данных задач целесообразнее проводить

индивидуальные занятия. Когда дети усвоили основные приёмы, у них

закрепились определенные навыки, можно объединить их в группы двух-

трех человек. Изодеятельность – это эмоциональная деятельность. Гораздо

интереснее творить вместе, рядом. Перенимая что-то друг у друга, дети

усваивают знания намного быстрее. Такие занятия проходят на более

высоком эмоциональном и творческом уровне. Очень важно ещё в раннем

возрасте правильно вложить в неумелые руки ребенка кисть и карандаш,

научить брать и держать их. При этом правильно ставим пальчики ребенка не

сразу, а постепенно, постоянно упражняем его, действуем, держа его руку в

своей.

Вопрос, что давать детям сначала – карандаш или кисть, является

спорным. Карандашом дети рисуют две – три минуты, при этом быстро

утомляются от мышечного напряжения, теряют интерес к неярким линиям на

бумаге. Кистью дети могут рисовать 10 – 15 минут при неослабевающем

интересе к ярким пятнам. И если дети научаться свободно держать кисть ,

легко , без нажима касаться ею бумаги, то этот навык они переносят и на

рисование карандашом. Если дети вначале очень долго рисовали,

карандашом, сильно нажимая на него с целью добиться яркости, то навык

этот переносят на рисование кистью: сильно нажимают на ворс, крепко

сжимают кисть, от этого быстро устают. Формирование навыка владения

 

кистью осуществляется при этом медленнее, требует больше усилия от

ребенка.

До начала обучения рисованию дети должны видеть процесс создания

рисунка. Педагог может рисовать при детях палочкой на снегу, песке, ярким

фломастером или широкой кистью на бумаге, мелом на доске, объясняя

содержание рисунка в игровой форме. Например, «Дети гуляют по дорожке

(рисует линию). Топ – топ (рисует следы). Полил дождик (рисует

вертикальные линии). Дети убежали».

Слово, художественная речевая деятельность играют большую роль в

приобщении ребенка к изобразительной деятельности. Развивая у малыша

интерес и желание заниматься рисованием, нельзя забывать, что стихи,

песенки , потешки помогают намного ярче воспринимать и глубже запомнить

изучаемый предмет или материал. Слово воспитателя позволяет детям

связать образ предмета с изобразительным движением, осознавать это

движение. Игра такого рода, если она проводиться весело, содействует

развитию более координированных, смелых и ритмичных движений,

помогает эмоционально затронуть малыша.

Сотворчество воспитателя и малыша всегда находит яркий,

эмоциональный отклик у детей. Например, рисуем колобка – дети рисуют

для него дорожку, нарисуем дом – дети рисуют заборчик, рисуем елку, пусть

дети «зажигают» на ней яркие огоньки.

На первых занятиях с красками , на стол ставим краску одного цвета. По

мере развития умений и навыков, можем предложить два и три цвета.

Из обычного набора в шесть цветных карандашей, целесообразно сначала

дать контрастные: красный и черный, синий и зеленый. Желтый

коричневый можно вначале совсем не давать.

Рисовать красками лучше на тонированных листах. Это позволит сделать

рисунки более выразительными. Тон рассматривается как один из

компонентов рисунка. Например, если дети рисуют солнышко, то на бумаге

серого или синего тона оранжевое пятно будет ярче выделяться. Тон лучше

делать акварельными красками. Они прозрачные и после высыхания не

пачкают руки. Цветную бумагу лучше не использовать: часто она быает

слишком тонкая или глянцевая, а также имеет слишком яркий цвет для тона.

Чтобы детям было интересно многократно повторять мазки, линии,

пятна, предлагаем разные формы листов бумаги. Например, «Украсим

чашки», «Узор на платье», «Раскрасим тарелку», «Красивые рукавички».

Очень интересны не совсем традиционные формы рисования.

Например, печатание штампами. В роли штампов могут выступать картофель

(вырезаем из него простые формы и печатаем), катушки от ниток и т.д.

 

Или, например, такая техника, как пуантилизм, когда изображение

состоит из множества точек и рисунок приобретает мозаичный вид. Точки

можно ставить тычками или пальчиками.

Можно рисовать поролоном. Получается пушистая густая трава, небо с

облачками, синяя вода с белыми «барашками». Рисование ладошкой

позволяет создать интересные образы: «Осьминожки», «Солнышко»,

«Цветок», «Бабочка» т.д.

Рисование акварельными красками на сыром листе бумаги. Казалось

бы эта тема для более старших детей, но это не так. Если педагог должным

образом подготовится к занятию (заранее разведет краску, намочит лист), то

получаются удивительные работы. А сколько положительных эмоций

испытывают дети от расплывающегося яркого пятна!

Рисование мелом на асфальте дает безграничные возможности.

Разноцветные мелки, неограниченная поверхность, вода не нужна, краски не

пачкают руки. Движения руки свободные, все это позволяет закрепляться

навыкам, полученным на занятиях. Свобода творчества раскрепощает детей,

дает возможность развиваться воображению, фантазии. Полезно проводить

интегрированные занятия. На одном занятии лепим маленькие шарики и

прикрепляем их на спину божьей коровки, на другом рисуем точки на

крыльях другой божьей коровки.

Вообще обучение детей изо. деятельности лучше начинать с лепки.

Занятия лепкой должны проходить раньше, чем занятия рисованием. Так как

именно в ней впервые дети начинают чувствовать движение каждого пальца

(когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а также движение

кистей рук ( когда раскатывают и сплющивают ком). Благодаря пластичности

материала в лепке дети быстрее, чем в рисовании, замечают и выполняют

изменения формы, обнаруживают сходство с реальными предметами при

малейшем изменении кома. Занятия по лепке представляют собой

своеобразные упражнения для мелкой мускулатуры и пальцев, которые

позволяют детям успешнее овладеть умением правильно держать и карандаш

и кисть при рисовании.

Чтобы лепка стала любимым занятием малышей, следует предлагать

детям изготовление простых картинок и поделок, которые доступны их

пониманию и не требуют много времени для выполнения.

Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с

пластичным материалом, дать возможность ощутить фактуру. Для этого

используют такие приемы лепки как разминание, отщипывание,

сплющивание, «шлепанье».

 

Пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с

пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие

пластилиновые шарики ил их размазывание по поверхности основы создают

с плоские изображения. Пари создании пластилиновых картинок малыши

действуют пальцами. В качестве основы для пластилиновых картинок можно

использовать разноцветный матовый картон, пластилиновую основу. Чтобы

закрепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет

несколько раз, использую его на нескольких занятиях. Занятия проводятся в

виде игры и сопровождаются комментариями. Пластилиновые шарики

необходимо подготовить заранее. В дальнейшем предлагаем малышам

сделать по два – три шарика самостоятельно, но не более, чтобы дети не

потеряли интерес к занятиям.

При использовании метода вдавливания картинки создаются на основе

из пластичного материала. Для вдавливания подбираются подходящие

предметы: ракушки, камешки, пуговицы, палочки, крупы. Вначале

рекомендуется выбирать сюжеты, которые позволяют располагать

вдавливаемые предметы в любой последовательности. Далее, предлагаем

сюжеты, требующие расположение деталей в определенном порядке, что

развивает пространственное представление – понятие верх, низ, рядом, в

углу, в центре.

В лепке объемных фигур основными приемами являются такие как

скатывание, раскатывание, разрезание, соединение деталей.

С маленькими детьми следует лепить простые по форме, знакомые

детям предметы (на основе палочек и колбасок). Предмет, муляж или заранее

выполненная поделка должны быть у детей перед глазами.

При первом знакомстве с любым методом лепки, необходимо научить

детей данным действиям. Педагог берет руки ребенка в свои и показывает

как нужно действовать, при этом ребенок получает возможность ощутить

правильное движение рук и силу, с которой следует надавливать на

пластилин.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что маленьким

детям доступен не только карандаш. Главное, чтобы в процессе был

заинтересован взрослый. Тогда и у детей все получится. Занятия изо.

деятельностью предполагают не только обучение приемам лепки и

рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за

каждым ребенком на занятии или в игре, мы можем больше узнать о нем и

справиться с трудностями его поведения.