Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5174 Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме: «Животные жарких стран» (старшая группа)

Опубликовано 06.05.2019

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка

по теме: «Животные жарких стран»

(старшая группа)

СКАЧАТЬ (презентация)

 

Составила:

учитель-логопед

Чернышова М.В.

 

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

 

Задачи:

- активизация и актуализация словаря по теме занятия;

- совершенствование грамматического строя речи (Образование множественного числа существительных, формы родительного падежа со словом «много»; совершенствование навыка словообразования (сложные слова) и словоизменения; образование и использование притяжательных прилагательных; обогащение словаря словами-антонимами);

- развитие мышления, внимания, памяти, воображения;

 - развитие ручной и тонкой моторики, координации речи с движением;

Оборудование: плакат «Земля и её обитатели»,предметные картинки, мяч, презентация PowerPoint «Животные жарких стран».

Ход занятия

             I.          Организационный момент.

Л: Ребята, какое сейчас время года? (весна) Перед весной была?(зима) А после весны?(лето). Молодцы! Есть такие страны, где никогда не бывает зимы. Там всегда тепло и светит солнце. Какие вы знаете жаркие страны? (Африка) Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Ин­дия, Южная Америка. Дети подходят к плакату и рассматривают карту.

Л: Ребята, я предлагаю вам узнать, какие животные живут в жарких странах. Послушайте загадки. Дети отгадывают загадки и картинки-ответы вывешивают на доску.

Грива есть, но он не лошадь? Нет короны, а он царь (лев).

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф).

По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит... (крокодил).

Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард).

Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог).

В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот). 

Люблю дразниться и кривляться, и на лианах  кувыркаться (обезьяна).

Что за коняшки — на всех тельняшки? (зебры)

Нас скакать учить не просит,
А на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет ...(кенгуру).

          II.          Коррекционно-развивающий этап

 

  1. Д/и «Один-много»

Л: Ребята, а как вы думаете, где в нашей местности можно увидеть этих животных? (в зоопарке) Да, в зоопарке. Но там животные по одному, а в Африке живёт много животных. Один лев – много львов, (жираф- много …, крокодил, леопард, слон, носорог, бегемот, обезьяна, зебра, кенгуру.)

  1. Д/и «Составь слово» (образование сложных слов)

Л: Ребята, посмотрите на жирафа. У жирафа длинная шея – жираф какой? - длинношеий

У бегемота толстые ноги – ;

У обезьяны длинный хвост – ;

У льва густая грива – ;

У верблюда два горба – ;

У слона большие уши – .

  1. Д/и «Хищные – травоядные»

Л: Ребята, а чем питаются животные жарких стран? (травой, листьями, корнями, плодами, другими животными) Как мы назовём этих животных? (хищные и травоядные) Хотите поиграть? Если я назову хищное животное – хлопните в ладоши.

Слон, тигр, пантера, зебра, лев, кенгуру, гепард, жираф, обезьяна, бегемот, крокодил, антилопа, верблюд.

  1. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»

— Где обедал, воробей?

(Дети машут перекрещенными ладошками.)

 

— В зоопарке у зверей.

(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

 

    Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)

 

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

 

(Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)

 

  1. Д/и «Чей? Чья?» (слайд 7)

-У крокодила чей хвост? Дети: - крокодилий хвост. У слона чей хобот? (слоновий хобот). У носорога чей рог? (носорожий рог). У льва чья грива? (львиная грива). У жирафа чья шея? (жирафья шея). У черепахи чей панцирь? (черепаший панцирь). У верблюда чей горб? (верблюжий горб).

  1. Д/И: «Назови детёныша» (Слайд 8-10)

слон- слоненок-слонята

лев- львенок-

тигр- тигренок-

жираф- жирафенок-

крокодил- крокодиленок-

верблюд- верблюжонок-

черепаха-черепашонок-

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Л: Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова – «наоборот». Я начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете его.

У жирафа длинная шея, а у бегемота…(короткая)

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…(толстый)

У слона большие уши, а у зебры… (маленькие)

У бегемота широкая спина, а у зебры…(узкая)

Жираф высокий, а крокодил …(низкий)

Обезьяна маленькая, а слон…(большой)

       III.          Итоговый этап

     Рефлексия.

Подведение итогов. Оком мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам запомнились?