Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка
по теме: «Животные жарких стран»
(старшая группа)
СКАЧАТЬ (презентация)
Составила:
учитель-логопед
Чернышова М.В.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
- активизация и актуализация словаря по теме занятия;
- совершенствование грамматического строя речи (Образование множественного числа существительных, формы родительного падежа со словом «много»; совершенствование навыка словообразования (сложные слова) и словоизменения; образование и использование притяжательных прилагательных; обогащение словаря словами-антонимами);
- развитие мышления, внимания, памяти, воображения;
- развитие ручной и тонкой моторики, координации речи с движением;
Оборудование: плакат «Земля и её обитатели»,предметные картинки, мяч, презентация PowerPoint «Животные жарких стран».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л: Ребята, какое сейчас время года? (весна) Перед весной была?(зима) А после весны?(лето). Молодцы! Есть такие страны, где никогда не бывает зимы. Там всегда тепло и светит солнце. Какие вы знаете жаркие страны? (Африка) Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка. Дети подходят к плакату и рассматривают карту.
Л: Ребята, я предлагаю вам узнать, какие животные живут в жарких странах. Послушайте загадки. Дети отгадывают загадки и картинки-ответы вывешивают на доску.
Грива есть, но он не лошадь? Нет короны, а он царь (лев).
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф).
По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит... (крокодил).
Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард).
Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон).
Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог).
В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот).
Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна).
Что за коняшки — на всех тельняшки? (зебры)
Нас скакать учить не просит,
А на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет ...(кенгуру).
II. Коррекционно-развивающий этап
- Д/и «Один-много»
Л: Ребята, а как вы думаете, где в нашей местности можно увидеть этих животных? (в зоопарке) Да, в зоопарке. Но там животные по одному, а в Африке живёт много животных. Один лев – много львов, (жираф- много …, крокодил, леопард, слон, носорог, бегемот, обезьяна, зебра, кенгуру.)
- Д/и «Составь слово» (образование сложных слов)
Л: Ребята, посмотрите на жирафа. У жирафа длинная шея – жираф какой? - длинношеий
У бегемота толстые ноги – ;
У обезьяны длинный хвост – ;
У льва густая грива – ;
У верблюда два горба – ;
У слона большие уши – .
- Д/и «Хищные – травоядные»
Л: Ребята, а чем питаются животные жарких стран? (травой, листьями, корнями, плодами, другими животными) Как мы назовём этих животных? (хищные и травоядные) Хотите поиграть? Если я назову хищное животное – хлопните в ладоши.
Слон, тигр, пантера, зебра, лев, кенгуру, гепард, жираф, обезьяна, бегемот, крокодил, антилопа, верблюд.
- Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»
— Где обедал, воробей? |
(Дети машут перекрещенными ладошками.)
|
— В зоопарке у зверей. |
(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)
|
Пообедал я сперва За решеткою у льна. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. |
(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)
|
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.
|
(Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
|
- Д/и «Чей? Чья?» (слайд 7)
-У крокодила чей хвост? Дети: - крокодилий хвост. У слона чей хобот? (слоновий хобот). У носорога чей рог? (носорожий рог). У льва чья грива? (львиная грива). У жирафа чья шея? (жирафья шея). У черепахи чей панцирь? (черепаший панцирь). У верблюда чей горб? (верблюжий горб).
- Д/И: «Назови детёныша» (Слайд 8-10)
слон- слоненок-слонята
лев- львенок-
тигр- тигренок-
жираф- жирафенок-
крокодил- крокодиленок-
верблюд- верблюжонок-
черепаха-черепашонок-
- Игра с мячом «Скажи наоборот»
Л: Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова – «наоборот». Я начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете его.
У жирафа длинная шея, а у бегемота…(короткая)
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…(толстый)
У слона большие уши, а у зебры… (маленькие)
У бегемота широкая спина, а у зебры…(узкая)
Жираф высокий, а крокодил …(низкий)
Обезьяна маленькая, а слон…(большой)
III. Итоговый этап
Рефлексия.
Подведение итогов. Оком мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам запомнились?