Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5176 Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе по теме: «Времена года» (подготовительная группа)

Опубликовано 06.05.2019

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе по теме:

«Времена года»

(подготовительная группа)

 

Разработала:

воспитатель высшей категории

Харчева М.В.

 

Цель: дать детям представления о смене времен года, цикличности изменений в природе на основе моделирования.

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления о характерных признаках весны; расширить словарный запас детей, упражнять в подборе признаков и действий предметов; закреплять умение  составлять творческий рассказ о временах года по схемам.

Развивающие: развивать умение детей доказывать свои суждения опираясь на модели.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций из серии «Времена года», беседа «Смена дня и ночи», чтение художественной литературы о временах года.

Наглядный материал: конверт с письмом, схема—модель рассказа, картинки с изображением разных времен года, макет—модель «Смены времен года».

Дидактические игры: «Круглый год», «Подбери картинку».

 

                                     Ход ОД.

I. Организационный момент.

Воспитатель и дети получают письмо.

-Ребята, мы сегодня получили письмо, интересно от кого? Давайте прочтем.

Дети читают на конверте от кого «Четырех сестер».

-Как вы думаете, кто такие четыре сестры? (предположения детей)

-Давайте прочтем письмо, может из него мы что-то узнаем? (воспитатель предлагает прочитать письмо ребенку)

 

Здравствуйте, дорогие ребята!

Обращаются к вам четыре сестры: Весна, Зима, Лето, Осень. У нас вышел спор, кто главнее из нас в природе. Просим вас помочь нам в этом.

 

II. Введение в тему

-Ребята, как вы думаете, с какого времени начинается год в природе? (с весны)

Если дети затрудняются в ответе.

-Год в природе начинается  с весны.

-Почему, вы так (или как) думаете? (предположения детей или весной  оживает, пробуждается, просыпается природа).

-Весна какая?  (дети перечисляют признаки весны: ранняя, поздняя, долгожданная, звонкая, молодая и т.д.)

-Следующее время года… (лето). Какое оно?  (дети перечисляют признаки лета: жаркое, цветное, ягодное и т.д.)

- За летом приходит… (осень). Какая осень? (дети перечисляют признаки осени: ранняя, золотая, разноцветная и т.д.)

-На смену осени наступает… (зима). Какая она?  (дети перечисляют признаки зимы: белоснежная, морозная, пушистая и т.д.)

 

Проблемная ситуация

-Как вы считаете, почему  происходит смена времен года?                       (предположения детей)

 

Ш. Знакомство с новым материалом.

Рассказ воспитателя о смене времен года с показом на демонстрационном материале.

-Земля вращается вокруг своей оси—это происходит… смена дня и ночи. Но наша планета еще при этом совершает полный оборот вокруг солнца за год. Ученые выяснили, что все времена года сменяются в том случае, если ось планеты наклонена (воспитатель демонстрирует на макете наклон Земли), а значит Северный и Южный полушарии освещаются Солнцем по—разному. Когда к Солнцу освещает  Южное полушарие—у нас зима, оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень,  если Северное полушарие ( на котором мы с вами живем) освещается Солнцем —у нас лето.

- Расскажите, почему  происходит смена времен года? ( Солнце больше освещает Северное полушарие—у нас лето, если Южное—у нас зима, если Солнце освещает оба полушария одинаково значит весна или лето.)                       

                    Физкультминутка «Круглый год»

Есть у времени сестрицы—

Дел чудесных мастерицы

                           (дети идут по кругу, останавливаются)

Младше всех из них… Весна

   (дети присаживаются)

-Чем одарит нас она?

-Травами, цветами, птицами.

                              (дети имитируют движения под слова)

В яркой зелени одета

Юная сестрица…. Лето.

                        (дети идут по кругу, останавливаются)

-Чем богаты мы с тобой?

-Хлебами, ягодами, сенокосом

                               (дети имитируют движения под слова)

Но за ней придет друга

Озорная, золотая… Осень.

                        (дети идут по кругу, останавливаются)

-Чем же осень наградит?

-Плодами, грибами, дождями.

                                  (дети имитируют движения под слова)

А вот старшая сестра… Зима.

-Чем засыплет нас она?

                        (дети идут по кругу, останавливаются)

Снегами, сугробами, метелями..

                              (дети имитируют движения под слова)

Встали дружно в хоровод

Вот прошел уж целый год.

                              (дети взявшись за руки идут по кругу).

 

-Я предлагаю поиграть в игру «Круглый год». Разделитесь на 4 команды по 2 человека. Каждая команда составит картинку одного времени года, для этого необходимо нарисовать и подобрать соответствующие картинки  времени года и приклеить.

- Выберите себе части картины с временем года, которое вы хотели бы собрать (весна, лето, осень, зима)?  (самостоятельный выбор детьми)

-Я уверена, вы знаете каким цветом сектора обозначено ваше время года.

Дети распределяются на команды по 2 человека, походят к столам и составляют картину времени года, которое они выбрали.

-А теперь я предлагаю вам составить схему «круглый год» в определенном секторе, согласно своему цвету. (воспитатель вместе с детьми составляет большую схему).

 

IV. Составление рассказов детьми

-Ребята, я предлагаю вам составить рассказ о времени года, которое вы собрали в картину. Но есть одно условие - начинать свой рассказ необходимо с владычицы трех месяцев определенного времени года. Отметить природные явления, изменения в растительном и животном мире, выразить свое отношение к этому времени года.

Творческое рассказывание детей.

Оценка рассказов детьми.

-Ребята, кто хочет дополнить? (пожеланию дети дополняют рассказы)

-За что вы любите весну ( лето, осень, зиму)? (высказывания детей)

 

V. Рефлексия.

-Итак, ребята, у вас получились интересные рассказы. Саше нравится весна, Маше нравится… и т.д. Какой ответ дадим четырем сестрам, кто из них главнее? ( каждое время года по своему красиво, интересно, неповторимо и т.д.)

     -В природе, ребята, надо относиться ко всем очень осторожно, любить и беречь, так как живая и неживая природа зависят друг от друга

 

 

                        Примерные рассказы детей.

 Рассказ называется «Зимушка—зима».

Зима владычица трех месяцев: декабрь, январь, февраль.

Зимой редко проглядывает солнышко, мало греет.

Небо зимой покрыто низкими серыми облаками. Часто идет снег. Он белый, пушистый, легкий. Снег падает на землю медленно, спокойно, но стоит подуть ветру, как закружит метель.

Снег укрывает землю мягким пушистым одеялом. Земля под ним отдыхает. Снег искрится на морозе, скрипит под ногами.

Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Деревья спят глубоким сном.

Зимующие птицы: воробьи, снегири, вороны и другие перебираются поближе к жилью человека, прячутся под крышами.

Трудно бывает зимой птицам и животным, но звери холода не боятся. Их спасает густая пушистая шерсть, нередко им бывает голодно, хищники охотятся на зайцев и белок, лиса мышкует за мышами.

У медведицы в конце зимы в берлоге появляются медвежата.

Люди зимой подкармливают зимующих птиц и животных. Взрослые и дети играют в снежки, катаются на санках, коньках.

Мне нравится зимой, потому что наступает долгожданный праздник—Новый год!

 

Рассказ называется «Весна идет».

Весна владычица трех месяцев: март, апрель, май.

В голубом чистом небе ярко светит и греет теплое, весеннее солнышко. Оно ласково улыбается весне, кучевые белоснежные облака, похожие на сугробы снега плывут по небу.

Сырой, мокрый снег почернел, стал дырявым: весь в дырах проталин и луж, потом зажурчали звонкие, веселые ручьи. Ручейки приветствуют весну!

Голые грустные деревья стоят и чего-то ждут. Они ждут, когда лопнут набухшие почки, появятся молодые листочки.

Появляются первоцветы: подснежники, мать-и-мачеха. Пробивается молодая зеленая трава.

Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Открывают весну грачи, потом прилетают жаворонки,  скворцы и другие птицы, потому что просыпаются насекомые.

Снегири и свиристели улетают на север.

Животные меняют зимний мех а летний короткий мех.

Просыпаются барсук, еж. Медведи со своими медвежатами выходят из берлоги. У диких животных появляются детеныши.

У лосей и косуль отрастают новые рога.

В болотах и прудах отогреваются и вылезут лягушки, начнут свои концерты.

Люди рады весне. Вешают на деревьях скворечники. Убирают прошлогоднюю листву, окапывают деревья. Сеют семена овощей, сажают молодые деревца.

 Мне нравится весна

 

Рассказ называется «Лето».

Лето владычица трех месяцев: июнь, июль, август.

Солнце греет сильно, поэтому на улице жарко. Дни стали длиннее, ночи короче.

Небо чистое, голубое, редко на нем появляются облака. Дожди редкие, теплые, иногда –ливневые с громом и градом. На небе, после дождя, можно увидеть радугу.

На земле растут высокие травы—корм для животных. Цветут луговые (полевые) цветы: колокольчик, ромашка, незабудка, василек и другие. В лесу растут грибы и созревают ягоды земляника и малина.

Деревья и кустарники в пышной зеленой листве.

Птицы откладывают яйца, выводят птенцов. Обучают летать, добывать корм.

Животные выхаживают своих детенышей, медведь накапливает жир.

Насекомые пчелы, шмели, бабочки лакомятся нектаром (пыльцой) луговых цветов. Они заботятся о своем потомстве.

Бабочки на листьях откладывают яйца, их них появляются гусеницы. Гусеницы питаются листьями растений, потом превращаются в куколки, а из куколок появляются бабочки.

Радуются животные лету, потому что много корма и тепло!

Люди выращивают на огородах и в садах овощи, фрукты, ягоды. Заготавливают корм для животных.

Мне нравится лето…

 

Рассказ называется «Осень».

Осень владычица трех месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Солнце греет плохо, солнечных дней становится меньше.

Небо темно—серое, хмурое, пасмурное, тяжелое, дождливое. Часто идут холодные, моросящие дожди, а поздней осенью снег, заморозки.

На улице под ногами сырость слякоть.

Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Опавшие листья берегут и защищают корни от мороза.

Трава тоже желтеет и засыхает. Семена деревьев и трав разносятся ветром. В лесу много грибов.

Перелетные птицы ласточки, грачи, жаворонки скворцы и другие улетают стаями в теплые края, по тому что насекомые прячутся под кору деревьев, в опавшие листья.

Животные готовятся к зиме. Белка и еж делают запасы на зиму.

 Медведь, барсук, ее укладываются спать на всю зиму. Другие меняют мех на теплый пушистый зимний.

Лягушки забиваются в ил болот и прудов, и там зимуют.

Люди собирают урожай овощей и фруктов. Поздней осенью развешивают кормушки для зимующих птиц. На полях сеют озимые (рожь и пшеницу).

Мне нравится осень…