Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5177 Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Опубликовано 07.05.2019

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рязанский детский сад» - муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области

 

Конспект

 организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей  группе

 

«Удивительные свойства воздуха»

 

 

Разработала:

воспитатель первой кв. категории

Кадырова Ольга Сергеевна

 

 

 Рязанская область с. Тюшево 2019 г.

 

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Цель НОД:организовать познавательную деятельность детей, направленную на повторение чувственных познаний и познакомить с техникой рисования-кляксографией.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о свойствах воздуха: прозрачность, сила, без запаха, легкость.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие:

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа: просмотр презентаций о свойствах воздуха, беседы, чтение стихотворений и рассказов о воздухе, рассматривание изображений.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: бесцветный, прозрачный.

Материалы и оборудование: презентация, воздушные шары, цветные ленты, целлофановые пакеты, острая палочка, трубочки, ёмкости с водой, апельсин, лук, схемы свойств воздуха, магнитная доска, магниты, резиновая игрушка, кусок резины, музыкальная колонка, папка с файлами для схем, белые листы, непроливайки, гуашь.

 
 

 

Ход деятельности:

 

1.Мотивационный этап

Дети входят в группу и становятся полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Сегодня в этом зале не зря мы собрались. Мы многое узнаем, а ну – ка улыбнись! Взрослых и детей не счесть, но кроме нас здесь что – то есть. Его не видно никогда, не слышен он. Вот это да! Ничем не пахнет он для нас, о нём узнаем мы сейчас. Он окружает нас везде, он есть во мне да и в тебе. Снаружи может быть как лёд. Внутри у нас он тёплый. Вот!

 О чём идёт речь? Ответы детей

 

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам начать наше мероприятие. Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Ответы детей.

 

Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? Ответы детей.

 

Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? Ответы детей.

 

2.Ориентировочный этап

Воспитатель:  Сделайте глубокий вдох, выдох. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.

Ответы детей.

3.Исполнительский этап

 

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Ответы детей.

Вывод: воздух не видим, прозрачен.

Воспитатель: Прикрепим на доску это свойство воздуха.  Это будет нашим научным дневником.

Воспитатель: А вы знаете как можно увидеть воздух? Ответы детей.

 

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что вы увидели?  Ответы детей.

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Ответы детей.

Воспитатель:  Почему? Ответы детей.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы можем говорить о силе воздуха. Прикрепим на доску это свойство воздуха. 

 

Физкультминутка:

Ленты в руки мы возьмем

И немного отдохнём.

Ленты поднимаются,

Ленты вьются, как змея,

Делаем дружно все друзья.

Ну – ка встанем в хоровод,

Какой дружный мы народ.

Ленты вправо, ленты влево,

Вниз, и немного покружись.

Ленты вьются, вьются

И на месте остаются.

 

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? Ответы детей.

Эксперимент № 3 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук). Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: Воздух не имеет запаха, но может его переносить. Прикрепим на доску это свойство воздуха. 

Эксперимент 4 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Ответы детей.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Прикрепим на доску это свойство воздуха. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? Ответы детей.

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Давайте пройдём за столы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Дети пробуют рисовать.

 

4.Рефлексивный этап

 - Вот и закончили мы проводить опыты в нашей лаборатории. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

-  Ответы детей.

-  Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Ответы детей.

- Как называется техника рисования воздухом? Какие новые слова вы сегодня услышали и узнали?

 - Ответы детей.

 - Наше мероприятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

 - Спасибо Вам за совместную работу. Вы молодцы! Для того чтобы наши опыты запомнились я приготовила для вас сюрприз.

В конце занятия в виде сюрприза раздать каждому ребенку воздушный шар.

Список литературы:

1.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж 2006.

2.Маневцова Л. Ребенок познает мир .// Дошкольное воспитание 2004 №8

3. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7