Зеленкина Вера Николаевна
МБДОУ д/с №5
Удмуртская республика, г.Сарапул
воспитатель
Конспект занятия по экологии в средней группе.
Тема: «Путешествие в сказку».
Программное содержание:
1. Уточнить знания детей о названиях деревьев
2. Учить узнавать и правильно называть лекарственные растения, расширять знания об их пользе и применении.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Активизация словаря: настой, отвар, Бабулечка - Ягулечка, мама - зайчиха.
Оборудование: игрушечный заяц большой и маленькие два зайчонка, видео - картина леса с голосами птиц, деревья сосны и ели, картинка сосны, веточки деревьев сосны и ёлки, шишки, домик Бабы - Яги, лекарственные травы.
Предварительная работа: экскурсия в лес, сбор лекарственных растений, разучивание стихов, загадок, сбор шишек, беседы.
Ход занятия.
- Ребята, хотите секрет, скажу? - мы с вами сегодня отправимся в путешествие.
- А на чём можно путешествовать? (лошадке, ковре самолёте и т. д.).
- А ещё можно отправиться пешком. Что мы с вами и сделаем. Вы согласны? Слышите, ребята, кто- то плачет? Кто же это может быть?
- Давайте спросим, почему она плачет?
Зайчиха: у меня потерялись детки зайчата.
- Раз у неё маленькие детки, то кто она как вы думайте ребята (мама).
- А как называют маму у зайчат (Зайчиха).
- Давайте повторим все вместе (мама – зайчиха). Ищем и находим зайчат.
- Послушайте загадку, которую нам загадает Амина (летом серый, зимой белый?)
- Про кого эта загадка? (про зайца) да верно, это загадка про наших зайчат и зайчиху. У них шубка уже, какого цвета? (серого). А почему? (потому что скоро лето).
- А как вы думаете, почему меняют шубку зайцы? (чтобы в лесу быть менее заметными).
- Физкультминутка:
Вместе по лесу идём. Не спешим. Не отстаём.
Вот выходим мы на луг…….(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!. . . . . .(протягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево…………(повороты в стороны)
К небу руки протянули, позвоночник растянули (потягивание - руки вверх)
Ребята вспомните, мы с вами учили похожую загадку только про дерево (дети загадывают загадку про ёлочку). Зимой и летом одним цветом?
- Правильно ёлка. Но эта загадка и про другое дерево. А про какое дерево? (показываю картинку сосны). Вот здесь у меня лежат веточки от этих деревьев. Какого цвета сосна? (зелёного) и зимой она тоже зелёная значит, эта загадка подходит и к сосне.
- Давайте рассмотрим веточки сосны и ёлки и сравним. Что у них есть? (иголки).
- Одинаковые иголки у сосны и у ёлки? (У сосны – иголки длинные, а у ёлки - короткие). Проведём пальчиком по иголкам (по сосновым иголкам пальчик бежит дольше, чем по еловой).
- А что есть еще у этих деревьев (шишки). Вот они какие (дети рассматривают и берут по 1 шишке проводится игра «1-2-3 к дереву беги»).
- Поиграли, а теперь отправляемся дальше. На пути река. Как нам перейти на другой берег? Что будем делать? (нужно построить мост). Дети строят мост из строителя.
Переходят через мост и видят интересный домик, как в сказке. Интересно кто здесь живёт? (из домика выглядывает Баба - Яга).
Баба- Яга : - фу-фу сейчас я вас Вас съем. Что будем делать ребята? (можно обхитрить бабу ягу, спеть для неё песню, предложить ей что-нибудь на обед). А можно к ней ласково обращаться и тогда она станет доброй. Как будем ласково называть Бабулечка - Ягулечка.
- Смотрите красивая, добрая стала, наша Бабулечка - Ягулечка, но голос такой же грубый.
Баба-Яга: заболела я, ребятки, заболела. И горло болит и кашель замучил.
- Ребята как можно вылечить Бабу – Ягу? (нужно поставить укол, дети рассуждают, почему хороши уколы, а чем плохи).
- А кроме уколов, чем ещё можно лечиться? (таблетками).
- Но в лесу нет ни уколов, ни таблеток! Чем же мы будем лечить бабулечку?
- Дети: (травами).
Правильно, лекарственными травами. А лекарственными они называются, потому что употребляются для лечения.
Баба - Яга: есть, есть у меня травки. Собрала я их, да не знаю, как они называются, помогите мне.
- Вот у неё как их много. Я буду показывать, а вы называйте.
- Дети: (ромашка, ноготки, мята, малина, подорожник).
- Чтобы горлышко вылечить, нужны такие лекарственные травы как ромашка, ноготки. Готовят отвар и потом полощут горло.
- Если кто-то поранил руку, надо вымыть лист подорожника и приложить к ране, тогда она быстрее заживёт.
- Чтобы избавиться от кашля заваривают успокоительный чай с мятой и малиной и пьют перед сном.
- А теперь с лекарственными травами. Я буду описывать, а вы будете показывать их мне и Бабе Яге.
- Листья узорные, головка белая используется в виде отвара, когда болит горло? (ромашка).
- Растёт у дороги, семена идут в стрелку, применяется для остановления кровотечения? (подорожник).
- Растёт на клумбах, цветочки оранжевые, или жёлтые, применяется, когда болит горло? (ноготки).
- Пьют как успокоительный чай при простуде и кашле? (мята, малина).
- Вот видишь Баба - Яга, наши ребята, молодцы, все знают.
- Баба - Яга: да вижу, и теперь непременно буду лечиться. Пока вы тут объясняли мне, у меня поспел лесной душистый чай. Я хочу угостить вас. (Дети благодарят за чай, прощаются).