Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5184 Консультация для родителей "Растим нравственного человека"

Опубликовано 11.05.2019

 

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  Михневский центр развития ребенка – детский сад «Осинка»

городского округа Ступино Московской области

 

Консультация для родителей.

Растим нравственного человека.

 

                                              Подготовил воспитатель

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                         Суполярина Татьяна Степановна 

 

 

 

 

Май 2019 год

Консультация для родителей.

Растим нравственного человека.

     Еще только ожидая ребенка, мамы и папы мечтают о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, готовым постоять за товарища, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям.

     У ребенка все эти качества начинают проявляться очень рано. Главные линии развития личности намечаются в дошкольном детстве, и тем успешнее идет развитие, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша. Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, всех воспитателям вообще. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребенка быть особенно требовательными к себе, к своему поведению. Личный нравственный пример взрослых должен быть безупречен.

     Решая задачи нравственного воспитания, важно учитывать возрастные особенности ребенка.

     Дети-дошкольники чрезвычайно восприимчивы, психика малыша очень пластична, податлива. Все, что ребенок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им.

     А как отзывчив малыш на эмоции других! На улыбку он отвечает улыбкой, радостным возбуждением, нахмуренные брови взрослого вызывают спад его настроения, настороженность, беспокойство, спокойное, уравновешенное состояние родителей передается и малышу. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребенка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому.

     Говоря об эмоциональной отзывчивости дошкольника, следует упомянуть и о склонности его к подражанию – отдельным поступкам окружающих, их речи, содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать можно надежно опереться в том случае, если взрослый подает положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребенка может обернуться и другой своей стороной в том случае, если ребенок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до пяти лет, когда уровень их сознания еще не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других, оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.

     Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявить внимание (но не быть назойливым!) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям.

    Положительные состояния ребенка – бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность – благотворно сказываются на жизнедеятельности организма в целом. Отрицательные же чувства – состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказания, порицаний – ведут к нежелательным результатам.

     Если взрослые не проявляют по отношению к ребенку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми.

     Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость дошкольника становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности.

     Мы должны выразить ребенку одобрение, если видим, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить. Необходимо разделить радость ребенка, которому удалость то, что раньше не получалось (никак не получалось вырезать ножницами красивый круг).

     Необходимо поощрять старание ребенка, выражать уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают («Ты прекрасно сумеешь полить цветы!»). Особенно важно поддержать робкого ребенка, который отказывается что-то сделать лишь потому, что боится неудач, опасается, что у него ничего не получится, что он не справится. Такому ребенку следует кое в чем помочь, но так, чтобы он главную работу сделал сам.

     Есть дети, которые легкомысленно за все берутся и при этом хвастливо заявляют, что они все умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений. Их следует научить, как именно надо делать, потребовать, чтобы дело было доведено до конца, проследить, чтобы снова не была проявлена небрежность.

     Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребенок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться. Не скупитесь на ласку. Это, конечно, не означает отсутствие требовательности по отношению к ребенку. Существует такой подход к детям, при котором ласковое, заботливое отношение к ним сочетается с разумной требовательностью, причем эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берется ребенок, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше им не повторится. Такое доверие взрослых предает ребенку уверенность в своих силах и возможностях, вызывает желание помогать взрослым, быть занятым полезным делом.

     Имеет место такое правило, выполнение которого должно стать неукоснительным: «В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых». Только в этом случае у ребенка возникает состояние эмоционального благополучия. Только в этом случае он будет охотно и непринужденно общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними дома, во дворе или в детском саду, с готовностью станет делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.

     К вышеперечисленным условиям эмоционального благополучия дошкольника, важным для развития его чувств, необходимо добавить следующее: необходимо, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям. Иногда дети бывают назойливы – они задают вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда взрослые заняты. Но никогда не следует отмахиваться от ребенка. Конечно, он должен научиться уважать нашу занятость, но всегда можно договориться с ним. Например, папа может сказать: «Ты пока поиграй, а как только я освобожусь, мы с тобой поговорим. Я буду помнить, о чем ты меня спрашиваешь». Пяти-семилетнего ребенка вполне удовлетворяет такой ответ – ведь папа всегда держит свое слово!

     Заинтересованность взрослых успехами дошкольника укрепляет его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемого дела. Важно, чтобы взрослые с готовностью учили ребенка тому, что он еще не умеет. Здесь нередко приходится запастись терпением, выдержкой. Не стоит упрекать ребенка за то, что у него что-то не получается, не так, как хотелось бы взрослому. Дочка вытирает чашку и прикладывает так много усилий, что отламывает у нее ручку. Разумеется, по этому поводу можно заметить, что в следующий раз надо быть осторожнее, но не стоит строго выговаривать. Лучше всего, если мама покажет, как несколькими легкими движениями можно вытереть чашку, и при этом шутливо заметит: «А ты немножко перестаралась».

     Успешное нравственное развитие ребенка немыслимо, если у него не создано бодрое жизнерадостное настроение.

     Ласка и внимание – вот главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость. Забота о ребенке помогает развитию оптимистического характера, таких черт личности, которые проявляются в ответном добром отношении к людям, уверенности в своих силах.