Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5188 Конспект по развитию речи «Весна пришла»

Опубликовано 12.05.2019

Райс  Лариса  Александровна
МБДОУ №32 "Детский сад комбинированного  вида",

г.Кемерово
Воспитатель


Конспект по развитию речи «Весна пришла»

 

Цель: Развитие связной речи у детей. 
Задачи: Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание   чистоговорок,  знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко»,  «весенние слова», «Детеныши животных», «Назови ласково», «Звонко капают капели», «Сложи и опиши картинку».
Словарная работа: Подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.

Материал: Ширма, иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны, магнитофон, кассета с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч, разрезные картинки о весне. 

Ход:

Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, И гостям мы улыбнемся. Здравствуйте, гости!

Воспитатель – Ребята отгадайте загадку:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Дети: (весна). 

Воспитатель - Ребята, какое настало время года?

Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)

Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: « Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую.» Подпись: С уважением: Заяц.

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Зайцу?
Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке.
- В лес по сказочной тропинке попадем мы прямиком. 
(Звучит музыка. Воспитатель берёт шерстенную нить, сматывая попутно руками клубок вместе с детьми, проходят по «тропинке. Подходят к картинам )

Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках? 
Дети: - Весна!

Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? 

Воспитатель: С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)
Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? ( Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали
Изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Воспитатель: Ребята, а вы стихи о весне знаете?
Дети рассказывают стихи:
Март.
Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нём 
Перышки почистив,
Погляжу на воробья
Весело качается,
Понимаем он и я 
Что зима кончается! 
Апрель.
Долга шла весна тайком,
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком, 
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега,
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным
Скоро, скоро быть теплу! Эту новость первой,
Барабанит по стеклу
Серой лапой верба. 
Май.
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл,
Здесь в уединенье!
Улыбнётся ветерок,
И с тобой играет,
Солнце целый день тебя 
Весело ласкает. 

Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? Дети: (Солнце) 
Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)
Дети:
Ла – ла - ла - к нам пришла. Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло – пло - пло - на дворе тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.) 
Пель – пель - пель – капает капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.) 
Ля – ля - ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».) 

Воспитатель: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем: 

Игра «Доскажи словечко».

Прошла зима, и каждый рад. Спешит весна, и месяц … (март!)

За ним другой стучится в дверь, он называется … (апрель!)

И третий месяц вспоминай, и называется он…(май) 

Воспитатель: А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

(Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник).

Воспитатель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро). Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! 

Воспитатель: - Какая птица открывает весну? (загадывает загадку) 
Всех прилетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец 

Воспитатель: - Как называется домик у скворца? Дети отвечают(скворечник) 

Воспитатель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился (лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисы…(лисенок), у белки…(бельчонок), у барсучихи….(барсучонок). 
Воспитатель: - Молодцы ребята. А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес? 
(Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.)
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? 
Дети: - Конечно знаем, (рассказывают)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали. Встретим, ребята, приход весны веселой игрой. 
Берутся за руки, становятся в круг.

Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка..реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля… капелька и т.д.

Воспитатель: - Кстати, мы с вами еще не играли в игру с капельками.

Физминутка

Капля раз, капля два ( медленные хлопки)

Капли медленно сперва : кап-кап-кап.

Стали капли поспевать, ( хлопки учащаются)

Капля каплю догонять : кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап.

От дождя себя укроем,

Зонтик поскорей раскроем.(имитация раскрывания зонта) 
Дидактическая игра «Сложи и опиши картинку»

Дети делятся на пары, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне, затем один из детей рассказывает, что изображено на картинке (разрезные картинки) 

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна.