Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5193 Конспект ОД по развитию речи "Ключ"

Опубликовано 13.05.2019

Мелентьева Виктория Александровна
МБДОУ ДС №7 "Жар-птица", г. Нижневартовск
воспитатель

Конспект ОД по развитию речи

с использованием технологии проблемного обучения

(подготовительная группа)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Упражнять в подборе синонимов к слову «друг»;
  2. Познакомить с многозначным словом «ключ», с использованием проблемной ситуации.
  3. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления разновидностях ключей.
  4. Упражнять в подборе глаголов действий к определенным видам ключей. Подобрать родственные слова.

 

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческое воображение, умение аргументировать свои ответы.
  2.  Развивать речь и память.

 

Воспитывающие задачи:

  1. Развивать умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других людей.
  2. Учить выслушивать высказывания  товарищей.
  3. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения между детьми, умение договариваться избегая конфликтных ситуаций и недопонимания.

Словарная работа: ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, ключевая, родниковая вода.

Оборудование: картинки с разными ключами представителями профессий, видеофрагмент бьющего ключа-родника, словарь, ключи (гаечный, разводной, дверной).

Предварительная работа: Беседа с детьми об источниках знаний. Познакомить детей с профессиями, представители которых в своей работе используют ключи.

Ход ОД

Вводная беседа:

Ребята, мне вчера на телефон пришла песня, давайте вместе ее прослушаем. (На стульях)

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? (О дружбе)

- Как вы думаете, что значит дружить? (Делиться игрушками, защищать, доверять секреты, помогать, приглашать в гости, гулять вместе)

 Ответы детей.

- Ребята, а с кем можно дружить? (С другом)

  А кто может быть другом? (Люди, животные, дети, родители)

Ответы детей

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому? (Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга).

Ответы детей

- Ребята, сейчас я  расскажу вам историю о двух друзьях.

1.Прослушивание рассказа.  Постановка проблемы:

"Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. – ответил Саша.

-В лесу я не был, а открыть не смог – сказал Сережа.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история. "

Эвристическая беседа:

- О ком этот рассказ? (о двух друзьях)

Ответы детей

- Что случилось с Сережей? (Потерял ключ)

Ответ детей

- А что ответил Саша? (Ты что в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил)

Ответы детей

- Какая проблема возникла у мальчиков? (не поняли друг друга )

Ответы детей

- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? (говорили не понятно, не договаривали, говорили не полным предложением)

Ответы детей

- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

    Ответы детей

  1. Актуализация знаний (ПОИСКИ КЛЮЧЕЙ)

Для того чтобы помочь мальчикам  разобраться и узнать про какие ключи они говорили вам нужно найти ключи в нашей группе. Но сначала вы разделитесь на две команды. Каждому из вас я дам карточку, (например: что у вас на карточках? Буквы! У кого буква согласная /гласная,  будет в команде синих/красных). Команда красных складывает все найденные ключи в красную тарелку, а команда синих в синюю. Каждой команде нужно найти не меньше двух ключей. Вперед, удачи вам в поисках!

(Нашли ключи, сложили на тарелки)

Каждая команда справилась с заданием, молодцы! Давайте посмотрим какие ключи вы нашли!

(Ответы детей и их резюмирование сопровождается презентацией!)

(Дверной)- Что можно сделать этим ключом, кто может его использовать или пользоваться им? (Открыть дверь, закрыть дверь, запереть замок, отпереть. Все могут его использовать!)

Ответы детей

(Гаечный) – Что можно сделать этим ключом/ Что делает этот ключ? Кто может использовать его в своей работе? (Открутить, прикрутить, закрутить. Слесарь, сантехник, автомеханник)

Ответы детей

(Разводной) – это тоже гаечный ключ. Но разводным гаечным ключом можно открутить и закрутить любую гайку, потому что он регулируется по размеру.

(Скрипичный) – А для чего нужен этот ключ? Представитель какой профессии его использует? ( Нужен для нотного стана,. Этот знак ставится в начале нотного стана как бы открывая его, поэтому его и называют ключом. Музыкант)

А теперь давайте  вспомним, что сказал о своем ключе Саша? (Что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая)

Ответы детей

-А могли ли вы у нас в группе найти ключ, о котором говорил Саша? Почему?

 (  Не могли, потому что ключ находится в лесу)

Ответы детей

- Что же это за ключ, из которого можно пить?

 Ответы детей

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения

- Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином ключе? (посмотреть в энциклопедии, в Интернете)

      Ответы детей

(Нашли /не нашли)

- Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ(родник).

 А теперь давайте обратимся к интерактивной доске - это тоже источник знаний, посмотри что она нам покажет?!

Просмотр видеофрагмента (Бьющий родник)

Физкультминутка:

Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

На носочки нужно встать.

5. Введение в систему знаний

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились (дверной, гаечный, разводной, скрипичный)

- Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно -: (многозначное)

Ответы детей

Вот видите ребята, какой наш русский язык сложный! Сказать неправильно и ввести товарища  в заблуждение очень легко. Чтобы мы с вами в такую ситуацию не попали и говорили правильно, давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключикключи, ключевойключевая, ключица, ключница)

Ответы детей

Молодцы!

- Давайте вспомним историю о мальчиках.

- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?

Ответы детей

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Значит, Сережа мог потерять:…,:…, или: …ключ.

Ответы детей

А почему вы так думаете?

Ответы детей

 Что Сережа сказал о своем ключе? (Открыть не смог)

Ответы детей

Так как же нам узнать какой ключ потерял Сережа? (Вспомнить какой ключ может ОТКРЫВАТЬ)

Ответы детей

Как мог сказать Сережа, чтобы мы поняли какой ключ он потерял? (Я потерял дверной ключ. Не смог открыть дверь. Потерял ключ от дома. )

Рассуждения детей

Молодцы! Ребята, спасибо за то, что вы помогли Саше и Сереже понять друг друга.

Какой мы можем сделать вывод?  (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли Говорить понятно. Не путать других).

Ответы детей

Обобщение ответов детей. Правильно. Не нужно  вводить в заблуждение. Нужно говорить, так, чтобы вас понимали. Сережа и Саша друг друга не поняли и разошлись, обиделись друг на друга. А если бы друг друга не запутали, то и обид бы не было. И вы ребята, если будете объяснять понятно, всегда договариваться  и не будете друг друга путать, то станете ещё дружнее и недопонимания между вами не возникнет.

Итог занятия: Что вам понравилось? Что вам запомнилось на занятии? Ребята, что вы узнали нового?