Крюкова Наталья Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад № 13"
г. Иваново
музыкальный руководитель
Проект «Симфонический оркестр»
Классификация проекта:
- по составу участников – групповой;
- по целевой установке – познавательно - творческий;
- по тематике – знакомство с инструментами симфонического оркестра, на основе творчества композиторов С. Прокофьева, П. Чайковского, Н.А. Римского – Корсакова,
К. Сен-Санса.
- по срокам реализации – долгосрочный
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации проекта: 5 месяцев
Алгоритм реализации проекта:
Выбор темы проектной деятельности;
Постановка цели (конечный результат)
Поиск проблемных вопросов, ситуаций, выводящих детей на самостоятельные продуктивные виды детской деятельности и совместную деятельность со взрослыми.
Составление плана действий по достижению цели (разработка проекта).
Обсуждение с детьми и родителями решения проблемы (задания), направленного на реализацию проекта (что будем делать?), время выполнения (данная работа проводится по ходу всего проекта).
Продуктивная деятельность детей в рамках намеченной работы.
Обсуждение итогов полученных результатов детьми (данная работа проводится по ходу всего проекта).
Презентация проекта «Знакомство с инструментами симфонического оркестра» (мультимедийная презентация, выставка детских работ и работ совместного творчества со взрослыми, презентации детей и т.д.)
Актуальность проекта
Погружение детей в мир классической музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Чтобы сформировать у детей интерес и активизировать желание слушать музыку и наслаждаться ею, педагогу необходимо искать новые пути, более эффективные средства музыкального развития на основе современных методов и новых технологий. В связи с этим возникла идея этого проекта, который позволяет через знакомство с инструментами симфонического оркестра ввести ребёнка в огромный мир мировой музыкальной классики. Разобраться в большом разнообразии инструментов симфонического оркестра ребенку дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной исследовательской деятельности педагогов и родителей.
Цель: Воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки.
Задачи:
1.Ввести детей в мир классической музыки через знакомство с инструментами симфонического оркестра.
2.Расширить кругозор детей в части элементарных представлений о классической музыке.
3.Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
4. Знакомить детей со звучанием инструментов в живом исполнении.
5.Систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов.
6. Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его характерные особенности.
7. Повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности.
8.Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
9.Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.
10.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Методы и приёмы
Наглядный метод: показ изображений отдельных инструментов и всего симфонического оркестра, презентаций, видеофильмов со звучанием инструментов и с игрой на музыкальных инструментах, мультфильма «Петя и волк», портретов композиторов, экскурсия в музыкальную школу, посещение концертов.
Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ педагога о происхождении музыкальных инструментов и об их характерных особенностях, рассказ о симфоническом оркестре.
Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, музыкальные, сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.
Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.
Формы реализации проекта:
интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
работа с познавательной литературой;
поисковая деятельность совместно с родителями;
продуктивная деятельность (изодеятельность);
музыкальные викторины;
просмотр видеофильмов и презентаций;
встречи с учениками музыкальной школы;
экскурсия в музыкальную школу;
выполнение творческих заданий по симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк»;
родительское собрание.
Этапы реализации проекта
1 этап – формирующий. Подготовительный этап реализации проекта (сентябрь);
2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (октябрь, ноябрь, декабрь);
3 этап – итоговый этап реализации проекта (январь);
4 этап– презентационный этап реализации проекта (январь).
Формирующий этап реализации проекта
С педагогами
|
С детьми
|
С родителями
|
Сентябрь. 3-4 недели
|
||
1.Составление перспективного плана мероприятий.
2. Подбор репертуара для детей старшего дошкольного возраста.
3.Отображение целей и задач проекта .
4.Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.
5. Подготовка видео – аудиозаписей, музыкально – дидактических игр.
|
Мониторинг (определение степени знаний детей о разновидностях музыкальных инструментов)
|
1.Анкетирование, беседы.
2. Изучение степени потребности
и желания сотрудничать по данному направлению.
3. Изучение литературы.
|
Технологический этап реализации проекта
С педагогами
|
С детьми
|
С родителями
|
Октябрь1-2недели
|
||
1.Консультыция по составу симфонического оркестра и по духовым инструментам.
2. Подбор иллюстраций и музыкального репертуара по слушанию в группе.
|
1.Интегрированные занятия о происхождении музыки, знакомстве с симфоническим оркестром в целом и его руководителем (дирижёром).
2.Интегрированное занятие о группе духовых инструментов.
3. Слушание духовых инструментов в режиме дня.
4. Просмотр презентации о симфоническом оркестре.
|
Консультации по поиску
материала (иллюстраций, видео,
музыки, совместно с детьми
в интернете)
|
Октябрь 3-4 недели
|
||
1.Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением деревянных духовых инструментов.
2. Закрепление с детьми знаний о деревянных духовых инструментах.
3.Подготовка к музыкальной викторине.
4.Пополнение творческого портфолио по инструментам симфонического оркестра для музыкального уголка в группе.
3. Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка».
|
1. Знакомство с деревянными духовыми инструментами.
2. Просмотр видеороликов с игрой на деревянных духовых инструментах.
3.Музыкальная викторина по деревянным духовым инструментам.
4.Игра «Сложи инструмент» (разрезанные картинки)
5. Обмен впечатлениями детей по результатам работы с познавательными источниками -«Круглый стол».
|
1.Работа с познавательной
литературой.
2. Поисковая деятельность детей
совместно с родителями
(рассказы-сообщения, презентации об истории возникновения
музыкальных инструментов).
|
Ноябрь 1-2 недели
|
||
1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением медных духовых инструментов.
2.. Закрепление с детьми знаний о деревянных духовых инструментах.
3.Подготовка к музыкальной викторине.
4.Пополнение творческого портфолио по инструментам симфонического оркестра для музыкального уголка в группе.
|
1. Знакомство с медными духовыми инструментами.
2. Просмотр видеороликов с игрой на медных духовых инструментах.
3.Музыкальная викторина по медным духовым инструментам.
4.Рисование, аппликация, ручной труд по отклику восприятия музыкальных произведений.
5.Посещение концерта учащихся ДМШ № 5 Знакомство с инструментами симф. оркестра.
|
1.Работа с познавательной
литературой.
2.Поиск с детьми стихов и
загадок о духовых инструментах.
3.Поиск иллюстраций с
изображением духовых
инструментов.
4. Поиск аудиозаписей со
звучанием духовых инструментов.
|
Ноябрь 3-4 недели
|
||
1.Закрепление с детьми знаний о духовых инструментах.
2.Беседа о героях музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
|
1.Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева.
2.Слушание музыкальных тем симфонической сказки «Петя и волк».
3.Просмотр сказки «Петя и волк».
4.Рассказы детей о своих предпочтениях (героях сказки ) при восприятии музыки (взрослый записывает детские впечатления).
5.Задание на творчество – инсценировка сказки «Петя и волк»
7.Д/и «Назови и покажи, какой инструмент играет».
|
1.Прослушивание музыкальной
симфонической сказки
С.Прокофьева «Петя и волк» дома.
2 Изготовление игры «Подбери
пару».
3.Изготовлению инструментов
для выставки, к изготовлению
дидактических игр.
|
Декабрь 1-2 я неделя
|
||
.
1. Музыкальная минутка –слушание кассеты О. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах» (струнные)
2.Выставление в музыкальный уголок изображений струнных инструментов.
3.Пополнение фонотеки записями со звучанием струнных инструментов.
4. Выставка детских рисунков «Инструменты симфонического оркестра»
|
1.Знакомство с группой струнно-смычковых инструментов.
2.Музыкальная викторина по прослушиванию струнных инструментов.
3. Игра «Четвёртый лишний»,
4..Рассматривание репродукций картин известных художников с изображением музыкальных инструментов. 5. Выступление учащихся ДМШ. (где дети познакомились с настоящей скрипкой и услышали её живое звучание).
|
1.Поиск детьми стихов и загадок о
струнных инструментах.
2.Поиск детьми иллюстраций с
изображением и истории
происхождения струнных
инструментах.
3. Поиск аудиозаписей,
видеороликов со звучанием
струнных инструментов.
4. Оформление тематического
альбома «Музыкальные картины».
|
Декабрь 3неделя
|
||
1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением ударных инструментов.
2.. Закрепление с детьми знаний об ударных инструментах.
3.Прослушивание музыки в режиме дня
|
1. Знакомство с группой ударных инструментов.
2. Просмотр видеороликов с игрой на ударных инструментах.
3.Игра на ударных инструментах 4.Выполнение пластических этюдов «Чей образ лучше», «Отгадай, на чём играю». 5.Игра «Музыкальная деревенька» (по характеристике узнать героя)
|
1.Поисковая деятельность детей
совместно с родителями для
творческого портфолио.
2 Игра «Музыкальная деревенька» (по характеристике узнать героя)
|
Итоговый этап реализации проекта
С педагогами
|
С детьми
|
С родителями
|
Январь 3 неделя
|
||
1.Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.
2. Выставление в музыкальный уголок группы всего накопленного материала.
3.Изготовление газеты «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов».
4.Публикация проекта на сайте музыкального руководителя.
|
1.Закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра, обобщение пройденного материала.
2.Оформление выставки «Музыкальные инструменты».
3.Развлечение «Здравствуй, Солнце!»
|
1.Распечатка всех накопленных
материалов для ДОО.
2.Запись всех накопленных
аудио и видеоматериалов для
ДОО.
27 декабря).
4. Изготовление газеты
«Путешествие в волшебный мир
музыкальных инструментов».
5. Показ презентации о работе
над проектом на родительском
собрании.
|
Продукты деятельности
Знания и умения детей в области игры на музыкальных инструментах, звукоизвлечения и строения музыкальных инструментов, звучания и характерных особенностей музыкальных инструментов и т.д.
Создание творческое портфолио «Инструменты симфонического оркестра».
Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов.
Подбор записей симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов.
Видеотека с записями игры на музыкальных инструментах.
Результат проекта
Дети:
проявляют интерес к прослушиванию классической музыки;
различают на слух, называют музыкальным инструментам, самостоятельно их классифицируют;
определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности;
обогатился словарь детей, речь стала более насыщенной и содержательной;
получают удовольствие и стремятся к совместной деятельности со взрослыми.
Родители:
стали активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
повысилась общая музыкальная культура;
проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей со звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра;
слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
посещают концерты симфонической музыки, отчетные концерты ДМШ.
Педагоги:
повысили музыкальную компетентность;
используют классическую музыку в режимных моментах;
оснастили и обогатили предметно – пространственную образовательную среду;
Литература:
Детство Радынова О.П, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» - М.2000.
Костина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон». Часть II. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. – Н.Новгогрод, 2005.
Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки (звукозапись):конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» - М.,2000
Левашёва Г. Я. «Рассказы из музыкальной шкатулки» - Л., 1975.
Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить» - М.,1996.