Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5196 Проект «Симфонический оркестр»

Опубликовано 13.05.2019
 
Крюкова Наталья Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад № 13"
г. Иваново
музыкальный руководитель
 
Проект «Симфонический оркестр»
Классификация проекта:  
- по составу участников – групповой;
- по целевой установке – познавательно -  творческий;
 - по тематике – знакомство с инструментами симфонического оркестра, на основе творчества композиторов С. Прокофьева,  П. Чайковского, Н.А. Римского – Корсакова,
К. Сен-Санса.
- по срокам реализации – долгосрочный
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации проекта: 5 месяцев
Алгоритм реализации проекта:
Выбор темы проектной деятельности;
Постановка цели (конечный результат)
Поиск проблемных вопросов, ситуаций, выводящих детей на самостоятельные продуктивные виды детской деятельности и совместную деятельность со взрослыми.
Составление плана действий по достижению цели  (разработка проекта).
Обсуждение с детьми и родителями решения  проблемы (задания), направленного на реализацию проекта (что будем делать?), время выполнения (данная работа проводится по ходу всего проекта).
Продуктивная деятельность детей в рамках намеченной работы.
Обсуждение итогов полученных результатов детьми (данная работа проводится по ходу всего проекта).
Презентация проекта «Знакомство с инструментами симфонического оркестра» (мультимедийная презентация, выставка детских работ и работ совместного творчества со взрослыми, презентации детей и т.д.)
Актуальность проекта
      Погружение детей в мир классической музыки  – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Чтобы сформировать у детей интерес и активизировать желание слушать музыку и наслаждаться ею, педагогу необходимо искать новые пути, более эффективные средства музыкального развития  на основе современных методов  и новых технологий. В связи с этим возникла идея этого проекта, который позволяет через знакомство с инструментами симфонического оркестра  ввести ребёнка в огромный мир мировой музыкальной классики. Разобраться в большом разнообразии инструментов симфонического оркестра ребенку дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной исследовательской деятельности педагогов и родителей.
Цель: Воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки.
Задачи:
1.Ввести детей в мир классической музыки через знакомство с инструментами симфонического оркестра.
2.Расширить кругозор детей в части элементарных представлений о классической музыке.
3.Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
4. Знакомить детей со звучанием инструментов в живом исполнении.
5.Систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов.
6. Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его характерные особенности.
7. Повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности.
8.Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
9.Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.
10.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Методы и приёмы
Наглядный метод: показ изображений отдельных инструментов и всего симфонического оркестра, презентаций, видеофильмов со звучанием инструментов и с игрой на музыкальных инструментах, мультфильма «Петя и волк», портретов композиторов, экскурсия в музыкальную школу, посещение концертов.
Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ педагога о происхождении музыкальных инструментов и об их характерных особенностях, рассказ о симфоническом оркестре.
Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, музыкальные, сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.
Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.
Формы реализации проекта:
интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
работа с познавательной литературой;
поисковая деятельность совместно с родителями;
продуктивная деятельность (изодеятельность);
музыкальные викторины;
просмотр видеофильмов и презентаций;
встречи с учениками музыкальной школы;
экскурсия в музыкальную школу;
выполнение творческих заданий по симфонической сказке С.Прокофьева  «Петя и волк»;
родительское собрание.
 
 
 
Этапы реализации проекта
1 этап – формирующий. Подготовительный этап реализации проекта (сентябрь);
2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (октябрь, ноябрь, декабрь);
3 этап – итоговый этап реализации проекта (январь);
4 этап– презентационный этап реализации проекта (январь).
Формирующий этап реализации проекта
С педагогами
С детьми
С родителями
Сентябрь. 3-4 недели
1.Составление перспективного плана мероприятий.
 2. Подбор репертуара для детей старшего дошкольного возраста.
3.Отображение целей и задач проекта .
4.Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.
5. Подготовка видео – аудиозаписей, музыкально – дидактических игр.
Мониторинг (определение степени знаний детей о разновидностях музыкальных инструментов)
1.Анкетирование, беседы.
2. Изучение степени потребности
 и желания сотрудничать по данному направлению.
3. Изучение литературы.
Технологический  этап реализации проекта
С педагогами
С детьми
С родителями
Октябрь1-2недели
1.Консультыция по составу симфонического оркестра и по духовым инструментам.
2. Подбор иллюстраций и музыкального репертуара по слушанию в группе.
1.Интегрированные занятия о происхождении музыки, знакомстве с симфоническим оркестром в целом и его руководителем (дирижёром).
2.Интегрированное занятие о группе духовых инструментов.
3. Слушание духовых инструментов в режиме дня.
4. Просмотр презентации о симфоническом оркестре.
Консультации по поиску
материала (иллюстраций, видео,
музыки, совместно с детьми
в интернете)
Октябрь 3-4 недели
1.Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением деревянных духовых инструментов.
2. Закрепление с детьми знаний о деревянных духовых инструментах.
3.Подготовка к музыкальной викторине.
4.Пополнение творческого портфолио по инструментам симфонического оркестра для музыкального уголка в группе.
3. Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка».
1. Знакомство с деревянными духовыми инструментами.
2. Просмотр видеороликов с игрой на деревянных духовых инструментах.
3.Музыкальная викторина по деревянным духовым инструментам.
4.Игра «Сложи инструмент» (разрезанные картинки)
5. Обмен впечатлениями детей по результатам работы с познавательными источниками -«Круглый стол».
1.Работа с познавательной
 литературой.
2. Поисковая деятельность детей
 совместно с родителями
(рассказы-сообщения, презентации об истории возникновения
музыкальных инструментов).
Ноябрь 1-2 недели
1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением медных духовых инструментов.
2.. Закрепление с детьми знаний о деревянных духовых инструментах.
3.Подготовка к музыкальной викторине.
4.Пополнение творческого портфолио по инструментам симфонического оркестра для музыкального уголка в группе.
1. Знакомство с медными духовыми инструментами.
2. Просмотр видеороликов с игрой на медных духовых инструментах.
3.Музыкальная викторина по медным духовым инструментам.
4.Рисование, аппликация, ручной труд по отклику восприятия  музыкальных произведений.
5.Посещение концерта учащихся ДМШ № 5 Знакомство с инструментами симф. оркестра.
        
1.Работа с познавательной
литературой.
2.Поиск с детьми стихов и
загадок о духовых инструментах.
3.Поиск иллюстраций с
изображением духовых
инструментов.
4. Поиск аудиозаписей со
звучанием духовых инструментов.
Ноябрь 3-4  недели
1.Закрепление с детьми знаний о духовых инструментах.
2.Беседа о героях музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
1.Знакомство с творчеством                  С.С. Прокофьева.
2.Слушание музыкальных тем симфонической сказки «Петя и волк».
3.Просмотр сказки «Петя и волк».
4.Рассказы детей о своих предпочтениях (героях сказки ) при восприятии музыки (взрослый записывает детские впечатления).
5.Задание на творчество – инсценировка  сказки «Петя и волк»
7.Д/и «Назови и покажи,  какой инструмент играет».
1.Прослушивание музыкальной
 симфонической сказки
С.Прокофьева «Петя и волк» дома.
2 Изготовление игры «Подбери
пару».
 3.Изготовлению инструментов
для выставки, к изготовлению
 дидактических игр.
Декабрь 1-2 я неделя
.
1. Музыкальная минутка –слушание кассеты О. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах» (струнные)
2.Выставление в музыкальный уголок изображений струнных инструментов.
3.Пополнение фонотеки записями со звучанием струнных инструментов.
4. Выставка детских рисунков «Инструменты симфонического оркестра»
1.Знакомство с группой струнно-смычковых инструментов.
2.Музыкальная викторина по прослушиванию струнных инструментов.
3. Игра «Четвёртый лишний»,
4..Рассматривание     репродукций картин известных художников с  изображением музыкальных инструментов.                                                5. Выступление учащихся ДМШ. (где дети познакомились с настоящей скрипкой и услышали её живое звучание).
1.Поиск детьми стихов и загадок о
 струнных инструментах.
2.Поиск детьми иллюстраций с
изображением и истории
 происхождения струнных
инструментах.
3. Поиск аудиозаписей,
 видеороликов со звучанием
струнных инструментов.
4. Оформление тематического
альбома «Музыкальные картины».
Декабрь 3неделя
1. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением ударных инструментов.
2.. Закрепление с детьми знаний об ударных инструментах.
3.Прослушивание музыки в режиме дня
1. Знакомство с группой ударных инструментов.
2. Просмотр видеороликов с игрой на ударных  инструментах.
3.Игра на ударных инструментах 4.Выполнение пластических этюдов «Чей образ лучше», «Отгадай, на чём играю».                                                     5.Игра «Музыкальная деревенька» (по характеристике узнать героя)
1.Поисковая деятельность детей
 совместно с родителями для
творческого портфолио.                
2 Игра «Музыкальная деревенька» (по характеристике узнать героя)
                                                        Итоговый  этап реализации проекта
С педагогами
С детьми
С родителями
Январь 3 неделя
1.Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.
2. Выставление в музыкальный уголок группы всего накопленного материала.
3.Изготовление газеты «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов».
4.Публикация проекта на сайте музыкального руководителя.
1.Закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра, обобщение пройденного материала.
2.Оформление выставки «Музыкальные инструменты».
3.Развлечение «Здравствуй, Солнце!»
1.Распечатка всех накопленных
 материалов для ДОО.
2.Запись всех накопленных
 аудио и видеоматериалов для
ДОО.
27 декабря).
4. Изготовление газеты
«Путешествие в волшебный мир
музыкальных инструментов».
5. Показ презентации о работе
 над проектом на родительском
собрании.
Продукты деятельности
Знания и умения детей в области игры на музыкальных инструментах, звукоизвлечения и строения музыкальных инструментов, звучания и характерных особенностей музыкальных инструментов и т.д.
Создание творческое портфолио «Инструменты симфонического оркестра».
Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов.
Подбор  записей симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов.
Видеотека с записями игры на музыкальных инструментах.
Результат проекта
Дети:
проявляют интерес к прослушиванию классической музыки;
различают на слух, называют музыкальным инструментам, самостоятельно их классифицируют;
определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности;
обогатился словарь детей, речь стала более  насыщенной и содержательной;
получают удовольствие и стремятся к совместной деятельности со взрослыми.
Родители:
стали активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
повысилась общая музыкальная культура;
проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей со звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра;
слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
посещают концерты симфонической музыки, отчетные концерты ДМШ.
Педагоги:
повысили музыкальную компетентность;
используют классическую музыку в режимных моментах;
оснастили и обогатили предметно – пространственную образовательную среду;
Литература:
Детство Радынова О.П, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» - М.2000.
Костина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон». Часть II. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. – Н.Новгогрод, 2005.
Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки (звукозапись):конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» - М.,2000
Левашёва Г. Я. «Рассказы из музыкальной шкатулки» - Л., 1975.
Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить» - М.,1996.