Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5197 Формирования представлений о малой родине у дошкольников

Опубликовано 14.05.2019

 Кузнецова Валентина Васильевна

МДОУ №9 "ТОПОЛЁК",

Московская область, г. о. Клин, село Спас - Заулок

Воспитатель

           Формирования представлений о малой родине у дошкольников

 

     В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отчеству, к малой родине.

   Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие  любви к родному краю.

     К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… ».

История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок».

Это — совокупность наследства, оставленного нам предками.

Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.

Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.

Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

  Всем известно, что  формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это  касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.

  Именно поэтому мы  обратились к нравственным ценностям, культуре  воронежского края.  Мы конечно же, относимся с любовью к людям всех национальностей, но и  считаем, что человек, живущий на родной земле, обязан знать ее культуру и историю.

     Воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному городу, родной природе, семье, дому, нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.

    Мы живем и работаем на воронежской земле, которая  богата своими обычаями и традициями. И  нам  захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, особо выделив характерные только для данной  местности особенности, доступно показать красоту и особенности родного края. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной.

    Все вышесказанное обусловило наш  выбор темы  в реализации регионального компонента  «Люби и знай свой край».

И нами были поставлены задачи:         

  1. Продолжать развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
  6. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Мы решили планировать  по темам:

- ознакомление с  природой родного края;

- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем села

- люди,  прославившие  воронежскую  землю;

- приобщение к истокам народной культуры Клинского края.

Работа по каждой теме включает:

- специально организованную деятельность;

- совместную деятельность:

- игровую,

- познавательную,

- трудовую,

- художественную;

- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.

    Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок. Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса  и реки.

Чтобы лучше понять процесс развития  целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.  В процессе приобщения дошкольников к  ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т.д.

   В группах детского сада  оборудованы специальные уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой и организованы мини-музеи. 

   Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании дошкольников, которые возникли в последнее время.