Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5220 Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Опубликовано 20.05.2019

 

Шартон Анастасия Викторовна

Сиротина Светлана Сергеевна

МБДОУ детский сад 13 комбинированного вида

Кемеровская область, г.Киселевск

Воспитатели

 

Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

 

Игра-наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность , развивающаяся потребность в общении.

Н.К.Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами:стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательности активностью.Игра-для дошкольника-способ познания окружающего.Дошкольный вораст-первоначальный этап усвоения общественного опыта.Ребенок развивается под воздействием впечатлений от окружающего мира.Игра-способствует наглядн0- образному характеру его мышления , эмоциональности, активности.Подражая в игре труду взрослых, их поведени,дети иногда не остаются равнодушными.Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных и т.д.В игре обнаруживаются стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстникамиосуществлять свои мечты.Н.К.Крупская:"Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе".Важно,чтобы дети самостоятельно придумывали себе игры, ставили цели в игре: построить дом, состряпать обед и т.д.

Игра укрепляет ребенка физически, развивает органиаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.Н.К.Крупская указывает на органичную связь игры с трудом.У детей нет границы между трудом и игрой.Особое место занимают игры, которые содаются самими детьми,-их называют творческими или сюжетно-ролевыми.В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то,что они видят вокруг себя в жизни и деятельностивзрослых.Творческая игра наиболее полноформирует личностьребенка, поэтому является важным средством воспитания.Что дает права называть игру творческой деятельностью?Игра-отражение жизни.Здесьвсе "как будто", "понарошку",но в этой условной обстановке, которая создается всеображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства , переживания подлинны, искренни.Ребенок нает, что кукла и мишка -только игрушки , но любят их как живых, понимает, что он "не поправдавшний"летчи к или моряк, но чувствует себя отважным пилотом , храьрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.Они играют для себя , выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства которые владеют ими в настоящий момент.Поэтому -игра всегда импровизация.Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступат в общение со сверстниками.Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.Дети сами выбирают игру, спми организуют ее.Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности повидения, как здесь.Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенапрвленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оцениват действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка.Знания полученные в д.саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.Интиресные игры содают бодрое и веселое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность.Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо равиваться , станет вялым , если он лишен увлекательной игры.

Н.К.Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом.Она доказала, что у детей нет резкой грани межу этими видами деятельности: в игре , как и в работе главное- постановка цели и ее выполнение.Эту мысль развивает А.С.Макаренко.Он утверждает , что хорошая игра похожа на хорошую работу.Нередко можно наблюдать , как дети мастерят готовясь к игре: моряки стороят корабль и т.д.В одной и той же игре часто сочитаются элементы быта , труда и общественной жини: мама отводит дочку 0куклу в д.сад, а сама спешит на завод, родители идут с детьми на стадион и т.д.Наблюдая повидения ребенка в игре , можно судить о взаимоотношениях в семье, об их обращении с детьми.Игры помогают воспитывать уважения к родителям , к старшим , желания заботиться о младших.Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий.Во всех д.садах ребята возят грузовики , путешествуют на поедах и т.д.Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети бе устали строят дома.Таким образом чере игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.Опираясь на инт ересы детей , на их представления , надо руководить руководить выбором игры.Различными приемами вызвать в памяти ребят то,что они видели , о чем им читали.Для малышей , например важно наглядное напоминание - игрушки :игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие,игрушечные животные напоминают знакомую сказку.Повторяя инсценировку,малыши в основном ее переделывают,объединяя показанное со своим личным опытом:доктор Айболит лечит зверей,а кукол,которые аболели гриппом.

Не мало трудностей у педагога с детьми излишне бойкими,смелыми,самолюбимыми.Они большей частью бывают заводилами игр,и ребята им охотно подчиняются.Поддерживая и развития организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к  товарищам,привычку считаться с другими детьми.Успех руководства игровой деятельностью зависит от того удается ли связать ее с трудовой деятельностью детей.

А.С.Макаренко считает:самый нужный " игрушку-материал", из которого ребенок сам смастерит то,что ему необходимо для реализации своего замысла.Потому-то у ребят всех возрастных групп большой интерес вызывает строительный материал:изнего можно соорудить и дом , и корабль, и различные машины.Начиная с младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры.Например: малыши решили праздновать день рождения куклы.Воспитатель предлагает приготовить для именинницы угощение и показывает ,как из плпстилина слепить конфеты и пирожные,умение строить,мастерить заметно развивает детское игровое творчество,делает игры более содержательными и целенаправленными.В семье мылыш единовластно распоряжается своими игрушками,сам дает имена куклам,зверюшкам.В д.саду ребенок впервые сталкивается с общественной собственностью и привыкает относится к игрушкам бережно.Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности,необходимо их менять:убирать на время те,к которым угас интерес,и вносить новые.После игры дети должны убирать все вещи на место,но обязательно надо позволить им иногда оставить сделанную постройку,чтобы завтра продолжить игру.Подвижные игры и физические упражнения чередуются с творческими играми,что необходимо для здоровья,хорошего настроения и нормального равития детей.Все взрослыедолжны бережно относиться к детским играм,заботится о строгом соблюдении режима,которое обеспечивает время,необходимое для игр.

Таким образом, игре принадлежит большая часть в жини и развитии детей.В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.