Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству.
Тема: «Прощание с осенью».
Цель: формировать познавательный интерес у детей посредством художественного творчества.
Задачи:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице.
Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
Продолжать учить детей различать цвета.
Формировать представление о величине (большой, поменьше, маленький).
Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
Продолжать развивать память, мышление, через игры и упражнения.
Познакомить с хохломской росписью.
Закрепить техническое умение и навыки рисования кисточкой и ватными палочками.
Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус.
Вызывать эмоциональный отклик на художественное творчество.
Воспитывать интерес к окружающему миру. Желание помогать другим.
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций,слайдов, показ.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материалы и оборудование:
мольберт
мнемотаблица с признаками осени
мяч
кокошник
хохломская посуда
нарисованный портрет осени педагогом
краска гуашь (красная,жёлтая, зеленая)
ватные палочки,кисточки
салфетки
Словарная работа: желтеют, листопад, летят, листья.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор осенних листьев, любование листопадом, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, дидактическая игра по развитию цвета «Подбери такой же», рисование кисточками и ватными палочками.
Вводная часть
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песенка».)
Дети заходят в группу. Воспитатель говорит:
-Здравствуйте!-Ты скажешь человеку.
Здравствуй!-Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
-Дети, что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?
Дети:
-Желают здоровья.
Давайте и мы с вами поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.
Дети:
-Здравствуйте!
Воспитатель:
-Проходите на стульчики.
Основная часть
Воспитатель загадывает загадку:
–Послушайте загадку:
«Без краски и без кисти
Перекрасила все листья. Что это?»
(Ответы детей, осень).
Воспитатель:
Давайте вспомним признаки осени. Что осенью бывает? Вам в этом поможет схема.
Воспитатель проводит беседу по мнемотаблице.
(Ответы детей).
Дети называют признаки осени.
Воспитатель:
-Замечательно! У нас получился целый рассказ об осени.
Воспитатель:
– Молодцы, а сейчас, дети, давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в осеннем лесу. А сейчас открывайте глазки, я предлагаю вам поиграть в мяч.
Игра: «Волшебный мяч».
«Мой осенний и волшебный мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
листья осенью (какие) –желтые, красные, золотые.
погода осенью (какая)-пасмурная, дождливая, холодная.
- дождь осенью (что делает) – моросит, идет, капает, мочит, льёт.
- осенью листочки (что делают) -краснеют, желтеют, опадают, кружатся, шуршат.
Воспитатель:
– Присаживайтесь, я предлагаю вам послушать осеннюю сказку.
(Рассказывая сказку, показывает детям ее героев на слайдах– (листик папа – большой желтый, листик мама – поменьше, красный, листик сынок – маленький, зеленый).)
Жили-были семья листочков. Папа-листик был большой, желтый, мама-листик была поменьше, красного цвета. Листочек-сыночек был маленький, совсем еще зеленый. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «Полетим!» и все полетели. Листочки долго кружились над землёй и все вместе приземлились на дорожку. Они подумали: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер и все листья закружились в хороводе. Девочка смотрела на хоровод листьев и говорила: «Какой красивый листопад!»
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, показывает слайды и задаёт вопросы:
-Дети, вам понравилась сказка? Давайте расскажем эту сказку ещё раз все вместе.
– Кто жил на дереве? (Ответы детей)
– Что сделали листочки, когда подул сильный ветер? (Ответы детей).
– Куда упали листочки? (Ответы детей).
– Что говорила девочка? (Ответы детей).
Воспитатель:
– Дети, что такое листопад?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, листопад-это когда листья кружатся и падают.
И я предлагаю вам поиграть в листопад.
Физическая минутка «Листопад»
Дети вмести с взрослым произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.
-Тучи в небе кружатся. (Дети покачиваются с ноги на ногу).
Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
День осенний хмурится. (Руки на поясе, повороты влево-вправо).
Листопад на улице. (Кружатся на месте).
По дороге стелется жёлтая метелица. (Легко бегут по кругу).
Воспитатель:
-Какой красивый листопад!
Сюрпризный момент.
Звучит красивая музыка на осеннюю тему «Осенний вальс» и на слайде появляется девочка в русском народном костюме. Воспитатель:
-Дети, к нам пришла гостья! Посмотрите, какой красивый у неё наряд. В руках у девочки портрет осени и она предлагает его украсить. Девочка просит вас, дети, сделать для осени головной убор, который носили женщины в старину. Он называется кокошник.
(Воспитатель демонстрирует кокошник, расписанный хохломскими узорами).
-Дети, поможем девочке украсить портрет осени?
Дети:
-Поможем!
-А сейчас, дети, закройте глаза, давайте представим, что мы оказались в мастерской художника. Открывайте глаза. (появляется слайд с изображением мастерской).
-Дети, полюбуйтесь красками золотой осени. Звонкие цвета осенней природы вы найдёте в узорах хохломской росписи. Давным-давно в деревне Хохлома жили люди, которые очень любили рисовать вот такие узоры. (на экране появляется слайд с изображением элементов хохломской росписи). Народные мастера украшают посуду золотистыми и алыми цветами, спелыми ягодами. (воспитатель показывает детям хохломскую посуду).
Не зря в народе хохломскую роспись ласково называют «золотые травы России.»
Воспитатель демонстрирует портрет осени и не расписанный кокошник:
-Дети, посмотрите на портрет осени, который вам предстоит украсить. У осени есть головной убор-кокошник. Только он белого цвета. Я предлагаю вам расписать его, как это делают народные мастера из деревни Хохлома.
-Как вы думаете, почему мы будем расписывать кокошник именно хохломской росписью?
Ответы детей.
-Потому что основные цвета хохломской росписи- золотой, жёлтый, красный, зелёный. А это цвета осени.
Дети, сейчас я покажу вам, как мы будем украшать элементы кокошника-небольшие детали.(Воспитатель демонстрирует).
-Я возьму кисточку и напою её водичкой, затем кисточкой макну в зелёную краску. Сначала я нарисую кончиком кисточки плавно изогнутую линию-веточку зелёной краской, нарисую листики и травку(усики). Они лёгкие, изогнутые, похожие на завитки с острыми кончиками.
Затем я беру ватную палочку и макаю ей в красную краску. А теперь я ватной палочкой буду рисовать ягодки. Обратите внимание, как я держу ватную палочку и касаюсь им заготовки.
Узор занял почти всю поверхность заготовки.
-А сейчас я приглашаю вас к столу, подходите, располагайтесь.
-У вас на столах лежат заготовки, только они жёлтые (золотые). А что нам нужно сделать?
Ответы детей.
-Чем мы будем раскрашивать заготовки? (кисточками и ватными палочками).
-Дети, давайте вспомним, что я сначала нарисовала? А что потом?
- А прежде, чем начнём рисовать, подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
– Дети, мы с вами будем собирать осенний букет:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочередно пальчики)
Мы соберем.
В вазу осенний букет отнесем (Сжимать и разжимать пальчики).
Воспитатель:
-А сейчас давайте приступим к рисованию.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песенка.» Дети рисуют стебелёк, листочки кисточками. Затем берут ватные палочки и рисуют ягодки. Воспитатель помогает, наблюдает и по окончании хвалит детей.
– Дети, какие вы молодцы! Помогли девочке украсить портрет Осени. Посмотрите, какая красивая Осень у нас получилась! И этот портрет, который вы украсили сами, как настоящие художники, я предлагаю оставить у вас в группе. Вы будете любоваться им и вспоминать об этом прекрасном времени года.
-Дети, а сейчас закройте глазки, открывайте. Мы с вами снова вернулись в группу.
Заключение
-Скажите, что вам больше понравилось и запомнилось на занятии?
-Как называется роспись, которой вы украсили кокошник осени?
Ответы детей.
-А сейчас я предлагаю вам потанцевать с листочками под песню «Виноватая тучка».(Звучит песня Тухманова "Виноватая тучка" и дети выполняют движения под эту песню).