Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5513 Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству. Тема: «Прощание с осенью».

Опубликовано 05.11.2019
Петрова Людмила Владиславовна
МБДОУ КВ детский сад №7 «Ладушка», г.Дзержинский, Московская область
Воспитатель

 

 

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству.

Тема: «Прощание с осенью».

Цель: формировать познавательный интерес у детей посредством художественного творчества.

Задачи:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице.

Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Продолжать учить детей различать цвета.

Формировать представление о величине (большой, поменьше, маленький).

Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

Продолжать развивать память, мышление, через игры и упражнения.

Познакомить с хохломской росписью.

Закрепить техническое умение и навыки рисования кисточкой и ватными палочками.

Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус.

Вызывать эмоциональный отклик на художественное творчество.

Воспитывать интерес к окружающему миру. Желание помогать другим.

Методы и приёмы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций,слайдов, показ.

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материалы и оборудование:

мольберт

мнемотаблица с признаками осени

мяч

кокошник

хохломская посуда

нарисованный портрет осени педагогом

краска гуашь (красная,жёлтая, зеленая)

ватные палочки,кисточки

салфетки

Словарная работа: желтеют, листопад, летят, листья.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор осенних листьев, любование листопадом, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, дидактическая игра по развитию цвета «Подбери такой же», рисование кисточками и ватными палочками.

Вводная часть

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песенка».)

Дети заходят в группу. Воспитатель говорит:

-Здравствуйте!-Ты скажешь человеку.

Здравствуй!-Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-Дети, что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?

Дети:

-Желают здоровья.

Давайте и мы с вами поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.

Дети:

-Здравствуйте!

Воспитатель:

-Проходите на стульчики.

Основная часть

Воспитатель загадывает загадку:

–Послушайте загадку:

«Без краски и без кисти

Перекрасила все листья. Что это?»

(Ответы детей, осень).

Воспитатель:

Давайте вспомним признаки осени. Что осенью бывает? Вам в этом поможет схема.

 

Воспитатель проводит беседу по мнемотаблице.

(Ответы детей).

 

Дети называют признаки осени.

Воспитатель:

-Замечательно! У нас получился целый рассказ об осени.

Воспитатель:

– Молодцы, а сейчас, дети, давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в осеннем лесу. А сейчас открывайте глазки, я предлагаю вам поиграть в мяч.

Игра: «Волшебный мяч».

«Мой осенний и волшебный мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

листья осенью (какие) –желтые, красные, золотые.

погода осенью (какая)-пасмурная, дождливая, холодная.

- дождь осенью (что делает) – моросит, идет,  капает, мочит, льёт.

- осенью листочки (что делают) -краснеют, желтеют, опадают, кружатся, шуршат.

Воспитатель:

– Присаживайтесь, я предлагаю вам послушать осеннюю сказку.

(Рассказывая сказку, показывает детям ее героев на слайдах– (листик папа – большой желтый, листик мама – поменьше, красный, листик сынок – маленький, зеленый).)

Жили-были семья листочков. Папа-листик был большой, желтый, мама-листик была поменьше, красного цвета. Листочек-сыночек был маленький, совсем еще зеленый. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «Полетим!» и все полетели. Листочки долго кружились над землёй и все вместе приземлились на дорожку. Они подумали: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер и все листья закружились в хороводе. Девочка смотрела на хоровод листьев и говорила: «Какой красивый листопад!»

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, показывает слайды и задаёт вопросы:

-Дети, вам понравилась сказка? Давайте расскажем эту сказку ещё раз все вместе.

– Кто жил на дереве? (Ответы детей)

– Что сделали листочки, когда подул сильный ветер? (Ответы детей).

– Куда упали листочки? (Ответы детей).

– Что говорила девочка? (Ответы детей).

Воспитатель:

– Дети, что такое листопад?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, листопад-это когда листья кружатся и падают.

И я предлагаю вам поиграть в листопад.

Физическая минутка «Листопад»

Дети вмести с взрослым произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.

-Тучи в небе кружатся. (Дети покачиваются с ноги на ногу).

Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени).

День осенний хмурится. (Руки на поясе, повороты влево-вправо).

Листопад на улице. (Кружатся на месте).

По дороге стелется жёлтая метелица. (Легко бегут по кругу).

Воспитатель:

-Какой красивый листопад!

Сюрпризный момент.

Звучит красивая музыка на осеннюю тему «Осенний вальс» и на слайде появляется девочка в русском народном костюме. Воспитатель:

-Дети, к нам пришла гостья! Посмотрите, какой красивый у неё наряд.  В руках у девочки портрет осени и она предлагает его украсить. Девочка просит вас, дети, сделать для осени головной убор, который носили женщины в старину. Он называется кокошник.

(Воспитатель демонстрирует кокошник, расписанный хохломскими узорами).

-Дети, поможем девочке украсить портрет осени?

Дети:

-Поможем!

-А сейчас, дети, закройте глаза, давайте представим, что мы оказались в мастерской художника. Открывайте глаза. (появляется слайд с изображением мастерской).

-Дети, полюбуйтесь красками золотой осени. Звонкие цвета осенней природы вы найдёте в узорах хохломской росписи. Давным-давно в деревне Хохлома жили люди, которые очень любили рисовать вот такие узоры. (на экране появляется слайд с изображением элементов хохломской росписи). Народные мастера украшают посуду золотистыми и алыми цветами, спелыми ягодами. (воспитатель показывает детям хохломскую посуду).

Не зря в народе хохломскую роспись ласково называют «золотые травы России.»

Воспитатель демонстрирует портрет осени и не расписанный кокошник:

-Дети, посмотрите на портрет осени, который вам предстоит украсить. У осени есть головной убор-кокошник. Только  он белого цвета. Я предлагаю вам расписать его, как это делают народные мастера из деревни Хохлома.

-Как вы думаете, почему мы будем расписывать кокошник именно хохломской росписью?

Ответы детей.

-Потому что основные цвета хохломской росписи- золотой, жёлтый, красный, зелёный. А это цвета осени.

Дети, сейчас я покажу вам, как мы будем украшать элементы кокошника-небольшие детали.(Воспитатель демонстрирует).

-Я возьму кисточку и напою её водичкой, затем кисточкой макну в зелёную краску. Сначала я нарисую кончиком кисточки плавно изогнутую линию-веточку зелёной краской, нарисую листики и травку(усики). Они лёгкие, изогнутые, похожие на завитки с острыми кончиками.

Затем я беру ватную палочку и макаю ей в красную краску. А теперь я ватной палочкой буду рисовать ягодки. Обратите внимание, как я держу ватную палочку и касаюсь им заготовки.

Узор занял почти всю поверхность заготовки.

-А сейчас я приглашаю вас к столу, подходите, располагайтесь.

-У вас на столах лежат заготовки, только они жёлтые (золотые). А что нам нужно сделать?

Ответы детей.

-Чем мы будем раскрашивать заготовки? (кисточками и ватными палочками).

-Дети, давайте вспомним, что я сначала нарисовала? А что потом?

- А прежде, чем начнём рисовать, подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

– Дети, мы с вами будем собирать осенний букет:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочередно пальчики)

Мы соберем.

В вазу осенний букет отнесем (Сжимать и разжимать пальчики).

Воспитатель:

-А сейчас давайте приступим к рисованию.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песенка.» Дети рисуют стебелёк, листочки кисточками. Затем берут ватные палочки и  рисуют ягодки. Воспитатель помогает, наблюдает и по окончании хвалит детей.

– Дети, какие вы молодцы! Помогли девочке украсить портрет Осени. Посмотрите, какая красивая Осень у нас получилась! И этот портрет, который вы украсили сами, как настоящие художники, я предлагаю оставить у вас в группе. Вы будете любоваться им и вспоминать об этом прекрасном времени года.

-Дети,  а сейчас закройте глазки, открывайте. Мы с вами снова вернулись в группу.

Заключение

-Скажите, что вам больше понравилось и запомнилось на занятии?

-Как называется роспись, которой вы украсили кокошник осени?

Ответы детей.

-А сейчас я предлагаю вам потанцевать с листочками под песню «Виноватая тучка».(Звучит песня Тухманова "Виноватая тучка" и дети выполняют движения под эту песню).