Зиновьева Татьяна Григорьевна
МАДОУ Промышленновский детский сад "Сказка", Кемеровская область поселок Промышленная
Воспитатель
Конспект по финансовой грамотности тема "Ярмарка товаров Успешницы"
Конспект занятия по финансовой грамотности
Тема: «Ярмарка товаров»
Цели: систематизировать представление детей о народных промыслах,
Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями, обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, творческую активность.
Ход занятия:
-Ребята, мы с вами живём в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она полезными ископаемыми, лесами, реками, животными.
-Ребята, а как наша страна называется? (Россия)
-А кто-нибудь знает, как она называлась раньше?
(Русь)
-Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Позже в обиход вошло слово «Ярмарка». Как вы думаете, что такое ярмарка?
(Ответы детей)
- Ярмарка, это большая площадь на улице, где больше всего собиралось людей. О ярмарке оповещали заранее.
-Ярмарки были несколько раз в году, осенние и летние, зимние и весенние, и там торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. Продавали коров, свиней, домашнюю птицу. Торговали и мелкими отдельными предметами. Жизнь русского человека невозможно себе представить без ярмарки - весёлого, яркого базара, куда люди съезжались из разных годов, деревень, чтобы купить или продать товар. Надевали на ярмарку лучшие наряды. Конные сани, с которых торговали, разукрашивали, каждый на свой лад. Двух одинаковых саней не было.
-Ребята, Успешница может представить свой товар на ярмарке?
(Ответ детей)
-Почему?
-Потому, что она трудолюбивая, мастерица, занимается домашним хозяйством. Ей есть, что показать и, что продать!
-Ярмарочные гулянья были ярким событием, шумным, всеобщим праздником. Всегда с плясками и песнями, горячим чаем, скоморохами и кукольным театром. Народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
-Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку?
- Тогда, я приглашаю вас !
Поиграть, посмотреть,
Как мы будем песни петь
Хороводы здесь водить,
Состязанья проводить!
Много вам всего покажем,
И сыграем и расскажем!
(Выходит Параскова Пятница)
- Покровительницей ярмарки и торговли на Руси считалась Параскова Пятница, существует поверье, что она ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живёт. Трудолюбивых, работающих награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдётся ни лени, скуки.
(Выставка ярмарки)
П.П. - Давайте ребята посмотрим, что здесь на нашей ярмарке продают!
-На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости,
Давно вас ждут друзья!
(дети в костюмах стоят за прилавками и предлагают свои товары).
1-ребёнок:
Платки и платочки
Для мамы и дочки!
Подходи! Налетай!
Покупай!
2-ребёнок:
Глядите, не моргайте,
Рты не разевайте.
Ворон не считайте,
По дешевке покупайте!
3-ребёнок:
Ну и что за товар!
И тот хорош,
И другой хорош,
Выбирай, который хошь!
4-ребёнок:
Не товар, а сущий клад,
Разбирай нарасхват!
Давай подходи
И других приводи!
5-ребёнок
Мы не только продаём,
Бывает, и даром даём!
Перцу стручок,
Да по затылку щелчок!
В: Снежно белая посуда, расскажи нам ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми!
П.П.Гжель- большой район, который находится недалеко от Москвы. Здесь творят керамическую посуду: кувшины, чашки, украшают её синей росписью по белому фону.
В: «Хохлома». Золотым и алым цветом это чаша расцвела
Солнцем, ягодами, летом, вдруг наполнилась она
Угадайте, что за чудо? Это чудо – хохлома!
П.П. Есть деревня в Нижегородской губернии, которая называется «Хохлома». Здесь вытачивают посуду из дерева и расписывают по золотистому фону чёрной и красной краской растительный узор: листочки, цветы, ягоды.
В: Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки, а ну назовите меня.
П.П. –Дымковскую игрушку делают в селе Дымково. Игрушку лепят из глины и разрисовывают разными кружочками, клеточками, полосочками и получается разноцветный орнамент.
В: Конь на досточке, девица, иль удалый молодец.
Чудо- конь и чудо-птица, это значит…Городец
П.П. Городецкие мастера живут в селе, которое расположено около небольшой реки Узол, места там лесные. Мастера занимаются росписью деревянных изделий: посуды, мебели, игрушек.
П.П. –А сейчас ребята, я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру.
«Мой весёлый бубен». (Подвижная игра под Калинку дети встают в круг, воспитатель пускает бубен по кругу, а дети произносят слова)
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам.
У кого бубен задержался на последних словах песни, тот выходит в круг и танцует. (После игры дети садятся на место)
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сувенир увозят с собой туристы, посещающие нашу страну!
* В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щёчки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки весёлые …матрёшки.
(Выступление девочек матрёшек, с частушками)
*Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
*Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
*Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.
*Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на берёзе
И рисует хохлому.
*Городецкие узоры,
Столько радости и глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
*Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Хохломой и Городцом
На весь мир прославилась!
*Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
(дети уходят на стульчики)
- П.П. Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам, всегда рада я гостям!
-В. Итак,ребята, где мы с вами сегодня побывали?
-Чем торговали на ярмарке?
- Какие развлечения устраивали?
- Из чего делалась дымковская игрушка?
- Какими узорами украшалась?
-Чем славились городецкие мастера?
-Какие деревянные изделия они расписывали?
- Что на них изображали?
-Какие изделия делали хохломские мастера?
-Из чего?
-А какой товар представила Успешница на ярмарке?
( в конце занятия, воспитатель угощает детей петушками)