Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №19 города Ишима
Программа
экологического кружка «Секреты дедушки Ау»
СКАЧАТЬ (с таблицей)
Руководитель: Ревягина О.А.
2015-2016г.
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, в последние годы стали уделять большее внимание формированию гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т. В. Потапова так определила значение дошкольного экологического воспитания: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Актуальность :
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Программно-методическое обеспечение.
Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»
Основой к структуре разработки рабочей программы являются ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года).
Создание условий для реализации программы:
ü Психологические и социально-педагогические условия организации работы
ü Учитывается социальный опыт ребенка, его возможности, способности, интересы
ü педагогический процесс строится как диалоговый
ü Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Цель : формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека.
Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
Воспитание правильного поведения в природе.
Подвести к пониманию того, что человек- это тоже часть природы.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Дети будут знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, проявлять интереса, доброты к природе.
Перспективный план работы с детьми
Дата |
тема |
задачи |
содержание |
сентябрь |
«Здравствуй, осень!» |
Закрепить знания детей о садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. |
Загадывание загадок, игра «Найди такой же», «Такой цветок, беги ко мне». |
«Что нам осень подарила» |
Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их выращивании. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. |
Дидактическая игра «Корзинки» «Что где растёт?» игра-экспериментирование: «Определи на вкус». |
|
«Ветер-ветерок» |
Расширять представления детей о явлениях неживой природы. Создать условия для наблюдений за ветром. Подвести детей к пониманию того, что ветер помогает растениям распространяться. |
Игры-эксперименты с вертушкой П/и «Осенний ветер и листочки», «Флюгер» Проблемная ситуация «Откуда сорняки?» Д/и «Хорошо-плохо» Психогимнастика «Ветер и семена растений» |
|
«Осеннее дерево» |
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
Сбор листьев для гербария Д/и «С какого дерева листок», «Найди пару», «Собери дерево из частей». |
|
октябрь |
«Сколько знаю я дождей» |
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. |
игра «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака» |
|
«Воробьишка» |
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
Подвижная игра «Кто в домике живет?» Речевая игра «Кто же это?» Д/и «Найди по силуэту» |
«Осень в белые туманы..» |
Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
|
Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Экспериментирование: «Туман в банке». |
|
«Плыли по небу тучки» |
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. |
экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» Д/и «Моё облачко» |
|
Ноябрь
|
«Синичкин праздник – 12 ноября» |
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. |
Д/и«Угадай, какая птица», «Кто лишний» |
«Жизнь птиц зимой» |
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
|
Д/и «Накорми птицу», «Улетают – не улетают», «Кто живёт у нас зимой». |
|
«Дикие звери зимой»
|
Продолжать формировать знания о лесных обитателях, развивать умение устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких животных в зимний период. |
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Охотник и пастух». Д/и «Найди домик»,«Кто во что одет», «Мы- маленькие зайчики», «Чьи следы, чей хвост». Просмотр презентации, загадки о животных |
|
«Превращения воды»
|
Формировать реалистическое понимание неживой природы, закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», «Цветные льдинки» «Определение цвета». |
|
декабрь |
«Где домик у Снежинки»
|
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Знакомство со свойствами снега. |
Познавательная сказка «Любопытная капелька», экспериментирование: «Снежные колобки» |
«Мороз – удивительный художник» |
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество |
Рисование свечой «Морозные узоры» Загадки о зиме
|
|
«Заснеженное дерево» |
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
Рисование –экспериментирование , Д/и «Снегопад: хорошо или плохо?» |
|
«Хвойные красавицы» |
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. |
игра «Найди по описанию» Д/и «С какой ветки детки»
|
|
январь |
«Огород на окне» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта |
«Выращивание лука» экспериментирование: «Как вода поступает в растение (на примере лука)», зарисовка. |
«Времена года» |
Закрепить представления о временах года, развивать логическое мышление, умение замечать несоответствие на картинке. |
Д/и «Что напутал художник», лото «Времена года». |
|
«Когда это бывает» |
Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь |
д/и «Разложи картинки по порядку» |
|
февраль |
«У кормушки»
|
Продолжать учить детей узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей) Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. |
Д/и «Покажи и назови», «Разрезные картинки. Птицы». Чтение сказки А.В. Сухомлинского «Почему плачет синичка». |
«Красная книга» |
Познакомить детей с Красной книгой.Воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. |
Рассматривание картинок с изображением животных и птиц, занесённых в Красную книгу. |
|
«В мире животных» |
Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов, закрепить навыки классификации. |
«Птицы, рыбы, звери»
|
|
Закрепить представления детей о способе передвижения живого объекта, развивать умение его изображать. |
«Летает, плавает, бегает»
|
||
март |
Лаборатория добрых дел |
Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания).Развивать логическое мышление. Развивать представления детей о питании животных и птиц. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Вызвать желание украсить клумбу цветами, ухаживать за рассадой. |
Дидактические игры «Помоги животным», «Узнай по объявлениям» «Кого чем угостим?» «Хорошо – плохо», «Найди маму». Посев семян бархатцев для рассады |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» |
формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы весны. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. |
Игры «Порадуемся солнышку», «Бывает - не бывает», «Это правда или нет» |
|
«Природа живая и неживая». |
Развивать представления детей о живой и неживой природе, о рукотворном мире и мире природы. |
Д/и «Разложи картинки», «Что сделано природой, что сделано человеком», «Кто больше назовёт», |
|
«Пернатые гости» |
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: перелётные птицы вернулись из тёплых стран, вьют гнезда, выводят птенцов, заботятся о них. Развивать познавательный интерес. Воспитывать желание заботиться о птицах. |
Д/и «Загадай, мы отгадаем», «Я знаю 3 птицы», «Парные картинки», «Собери картинку», «Птичьи заботы». Создание макета «Скворечник» |
|
апрель |
«Солнышко лучистое» |
Создавать условия для детского экспериментирования с объектами неживой природы. Развивать познавательные способности. |
экспериментирование «Тепло – холодно», «Солнечные зайчики» «Солнце – источник тепла и света», |
«Первые цветы в природе» |
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. |
Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем». |
|
«Шестиногие малыши» |
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. расширять представления детей о многообразии насекомых. |
Дидактические игры: «Прыгают- летают», «Кто где живёт». Опыт «Поймаем паутинку» |
|
«Земля- наш общий дом» |
Формировать представления у детей . Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. |
Загадывание загадок,Д/и «Выбери нужное». «Что было бы, если бы из леса исчезли...» «Цепочка». |
|
май |
«Божья коровка» |
Расширять представления детей о многообразии насекомых, уточнить представления о внешних особенностях жучка |
пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». Игра-импровизация «Люди и божьи коровки» |
|
«Что такое облака, дождь, гроза?» |
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
Опыт «Круговорот воды»
|
«Песочные фантазии» |
Закрепить знания о свойствах песка. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
экспериментирование: «Свойства песка» Д/и «Найди игрушку», «Археологи» |
|
«Здравствуй, лето» |
Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе. Развивать умения делать выводы и умозаключения |
Д/и «Времена года», «Кого не стало?», «Животные, птицы, насекомые».проблемная ситуация «Что будет, если..» |
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004