МБОУ «Гимназия «Планета Детства»
Структурное подразделение «Детский сад «Планета Детства»
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Развитие логического мышления дошкольников с помощью лабиринтов»
Подготовил:
Воспитатель
МБОУ «Гимназия
«Планета Детства»
Пысина О.В.
Рубцовск 2017
Уважаемые коллеги, я рада вас видеть. Тема нашего мастер-класса «Развитие логического мышления дошкольников с помощью лабиринтов».
Цель: познакомить педагогов с особенностями использования лабиринтов как средства развития логического мышления в дошкольном возрасте.
Задачи:
- познакомить педагогов с особенностями использования лабиринтов для развития логического мышления;
- создать условия для формирования интереса к использованию лабиринтов как средства развития логического мышления у детей;
- освоить с педагогами технику создания лабиринтов с помощью фоамирана;
- повысить профессиональную компетентность педагогов – участников мастер-класса.
Ожидаемый результат:
- создание индивидуальных лабиринтов педагогами с помощью фоамирана;
- практический опыт применения лабиринтов в образовательной деятельности;
- повышение профессиональной компетентности в области развития логического мышления у дошкольников.
Материалы и оборудование:
- презентация с основными тезисами и этапами работы;
- салфетка, заготовки из фоамирана для лабиринтов, цветной картон для основы, клей-карандаш, салфетки для рук.
Сценарий проведения мастер-класса
На прошлой неделе в нашем детском саду проходила «Неделя здоровья». В одном из заданий мы предлагали родителям перевести слова с «детского» языка на «русский литературный». Я предлагаю Вам сейчас сделать то же самое – отгадайте, что могут обозначать эти слова:
(раздаем бланки)
Что бы это значило?
(говорят наши дети)
Неправильное слово |
Правильное слово |
Маталет |
|
Попок |
|
Бипидил |
|
Себ |
|
Балетти и малетти |
|
Давайте проверим себя:
Неправильное слово |
Правильное слово |
Маталет |
Самолет |
Попок |
Компот |
Бипидил |
Крокодил |
Себ |
Хлеб |
Балетти и малетти |
Большой и маленький |
Что вы сейчас делали, коллеги, для того, чтобы отгадать нужное слово?
(старались найти нужный вариант, подбирали ассоциации, убирали ненужное и старались прийти к одному правильному ответу).
Т.о., вы пользовались логическим мышлением.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные знания.
Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление.
В дошкольном возрасте детям становятся постепенно доступны основные операции логического мышления.
- Сравнение – умение находить сходство и отличие у окружающих объектов.
- Анализ – позволяет выделять из объекта определенные части, объединять предметы в группы.
- Синтез – способность воссоздавать объект из его частей.
- Классификация – способность разделять предметы по определенным характеристикам, объединять их в группы.
Коллеги, а какими методами и приемами вы пользуетесь для развития логического мышления детей?
Методы:
- Практические (дорисуй),
- наглядные (найди отличия)
- словесные (загадки),
- игровые (настольно – печатные игры),
- проблемные (проблемные вопросы и ситуации),
- исследовательские (например, математический планшет).
Давайте сейчас немного порисуем.
Возьмите, пожалуйста, листок и карандаш. Поставьте точку в левом верхнем углу, и точку в правом нижнем углу. Нарисуйте несколько извилистых, перепутанных линий из верхней точки и одна из линий должна точки соединить.
Что мы с вами сделали? Что у нас получилось?
Да, лабиринт!
Лабиринты любят взрослые и дети.
Как вы думаете, подходят ли лабиринты для развития логического мышления? Используете ли вы их в своей деятельности? А где можно взять лабиринты?
Выбор лабиринтов для детей широк, можно приобрести готовые лабиринты, найти их в печатных изданиях, распечатать цветной лабиринт, а можно черно-белый, чтобы ребенок сначала сам его раскрасил, можно купить, или создать собственными руками, например из фоамирана.
Как вы думаете, а в чем преимущество лабиринтов, сделанных своими руками?
Можно выбрать персонажа по интересам детей, в зависимости от темы недели, программной задачи, неоднократно использовать персонажи в разных ситуациях. Можно создавать лабиринты разных размеров, можно давать творческие задания детям и родителям, развивая творческие способности детей.
Практический этап
1 часть.
Давайте мы сейчас создадим свой, неповторимый лабиринт, используя необычный материал – фоамиран (красочный, яркий, долговечный, пластичный, нетоксичный).
Прежде чем мы приступим к созданию, предлагаю выбрать себе персонажа (заготовки лежат на отдельном столе).
Алгоритм работы над лабиринтом:
- Клеим главного героя нашего лабиринта в любом углу листа картона.
- Приклеиваем в противоположный угол «пункт назначения».
- С помощью фоамирана клеим тропинки (кружочками), их может быть несколько, но одна из тропинок должна привести к цели.
В итоги получается лабиринт из фоамирана, сделанный своими руками.
Если на занятии требуется много одинаковых лабиринтов, то их можно создать специальными программами: «Генератор лабиринтов», авторы: Гедзенко Виктор Петрович, Кириллович Алик. Также можно создавать их в редакторе Paint.
2 часть.
Давайте теперь с этими лабиринтами поиграем.
Сейчас мы немного поработаем в парах:
1 задание - Возьмите лабиринт, обсудите, кто пойдет первый и по какой тропинке, проходим по очереди сначала один лабиринт, а потом второй.
2 задание - Придумайте истории к своим лабиринтам - в каких ситуациях могли оказаться ваши герои, какие трудности встретились на пути, расскажите друг другу в парах, можно дорисовать элементы.
3 задание – Подумайте, какие изменения можно внести, для следующих игр и занятий, (например - может поменяется конечный пункт назначения, добавиться персонажи, усложнить дорожки).
4 задание - А давайте попробуем вместе придумать общую историю с помощью наших лабиринтов.
Я начну первая. «Жил был Ежик, он был очень грустный, так как у него не было друзей.
Он сидел под листочками и грустил, вдруг неподалеку он увидел грибочек и отправился к нем. Добравшись до грибочка, Ежик увидел Белочку»,…..
У нас с Вами получилась замечательная сказка.
Рефлексия
Спасибо Вам за работу, и в завершение я прошу вас украсить яблочками эту яблоню для нашего ежика –
Красное яблоко – мне понравилось, я буду использовать это в своей практике.
Желтое яблоко – мне понравилось, но я не буду это использовать в своей практике.
Зеленое яблоко – мне было скучно, мне не понравилось.
Спасибо за внимание! Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.