Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5426 Конспект НОД по развитию речи «Мир народных промыслов».

Опубликовано 01.10.2019

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 «Ладошки»

 

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

На тему: «Мир народных промыслов» для детей подготовительной группы.

 

 

Воспитатель: Перова Т.В.

 

 

г. Новомосковск

 

Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.

 

Задачи:

Коррекционные 

  1. Способствовать формированию грамматического строя речи.
  2. Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно.

 Образовательные 

1. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)

2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

3. Расширять  словарь по теме «Народные промыслы».

Развивающие

1. Способствовать развитию связной  речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений. 

2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.

3. Развивать  интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.

4. Способствовать развитию  диалогической  речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.

Воспитательные

  1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.

Доминирующая образовательная область:«Речевое развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,

«Золотая хохлома», проведение экскурсий по выставкам и музеям,

созданными в других группах, рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, создание в группе мини – музея «Народные  промыслы».

Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, корзинка, фонограмма песни «Матрешки», запись пальчиковой гимнастики Железновы тренажер для глаз Базарного В.Ф., наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.

Ход образовательной деятельности

  1. I.     Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

- Сегодня нас ждет много интересного, мы будем знакомиться с народными промыслами, отгадаем загадку, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Я хочу, чтобы у вас все получилось!

Воспитатель: сегодня, к нам пришла еще одна гостья, давайте посмотрим и угадаем кто это?

(Звучит русская народная музыка «Матрешки») (Заходит девочка-матрешка)

Матрешка: здравствуйте ребята, загадаю вам загадку.

Я народная игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек. 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская….(матрёшка)

Воспитатель: не случайно матрёшка пришла сегодня к нам в гости, она нам подарки принесла. (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов: хохлома, гжель). Наряду с другими промыслами матрешка стала символом России.
- Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!

- Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими народными промыслами и попробуем составлять о них описательные рассказы.

- Матрешка, а ты оставайся с нами!

Беседа о гжели.

Воспитатель: первое из того, что принесла нам сегодня матрешка и о чем я хочу вам рассказать это – сказочная гжель так называют удивительно красивую керамику из белоснежной глины.

Показ презентации. 

• Назовите, что это за промысел?
• Из чего делают гжель?
• Почему Гжель называют сине-голубой?

•Какие изделия расписывают гжелью?

• Какой основной узор используют гжельские мастера?

 

Ребята, а кто хочет провести физкультминутку?

 

Физкультминутка
Наши синие цветы распустили лепестки, (дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (качают руками вправо-влево)

Наши синие цветы закрывают лепестки, (соединяют руки над головой)

Тихо засыпают, головой качают. (руки под щеку, затем качают головой)

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки. (снова руки вверх и покружиться)

 

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Когда цветы растут, они тянутся высоко (стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох)

А когда их срывают они опускаются (опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 3-4 раз).

 

Воспитатель: а о второй  росписи, я хочу спросить у вас, с ней мы уже знакомились и  это золотая хохлома. Давайте подойдем к столу посмотрите и ответьте мне:

• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)

• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)

• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).

• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).

• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки)

Мастера любят расписывать посуду и мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.

Игра «Назови ласково»

тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.

Давайте попробуем сделать чашечку.

Артикуляционная гимнастика:

«Чашечка»

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче

«Вкусное варенье»

А с чаем мы сегодня ели вкусное варенье,

А теперь по кругу мы оближем губы

Мы с вами познакомились с Гжелью, вспомнили Хохлому.
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.

План:

1. Я хочу рассказать про гжель.

2. Ее делают из глины.

3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.

4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы,  но могут быть и деревья, птицы и рыбы). 

5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.

Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому

План:

1. Я хочу рассказать про хохлому.

2. Ее делают из дерева.

3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.

4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки

5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.

Чем отличается Гжель от Хохломы (спросить всех)

А кто хочет составить полный рассказ про Гжель или Хохлому, а остальные внимательно слушают и если надо потом дополнят рассказ. Стараемся говорить полными предложениями. (один про гжель, другой про хохлому).

II. Воспитатель: Мы много смотрели с вами и наши глаза устали, давайте сделаем гимнастику, чтобы они отдохнули. (проводится гимнастика для глаз по тренажеру Базарного В.Ф.)

Воспитатель: матрешка нам приготовила еще один подарок, нарисовала вам своих сестричек, но некоторые линии не четкие, помогите их закончить.

Подходите к столам и занимайте свои места. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика Железновых (аудиозапись).

Работа за столами. Соедини по точкам.

Этих матрешек вы можете раскрасить во второй половине дня кто-то используя элементы Гжели, кто-то Хохломы.

III. Воспитатель:

• Понравилось вам наше занятие?
• Чем мы сегодня занимались?

• Что вам понравилось больше всего?

Наше занятие закончено. Большое спасибо, вы все молодцы!

За вашу отличную работу я хочу угостить вас еще одним народным промыслом -  настоящим тульским пряником.