Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 276 комбинированного вида» Ул. Минина, 123А, г. Красноярск
Детско-взрослый проект
«Ушки-слушки»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
Разработала воспитатель: Поваренкова Елена Витальевна
Паспорт проекта
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно - исследовательский
По составу участников: детско - взрослый.
Основание для разработки: проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают информацию о людях с ограниченными возможностями здоровья, (ОВЗ слабослышащие); о строении и бережном отношении к органу слуха.
Актуальность: В старшем дошкольном возрасте дети «любознательные почемучки». Речь для ребенка становится основным средством общения и средством выражения мыслей и рассуждений. Нашу группу компенсирующей направленности посещает ребенок из семьи слабослышащих и глухонемых. Дети заметили, что Степан всегда со своими родными общается при помощи рук. У детей возник вопрос, почему Степан не разговаривает со своими родными как все дети. Проанализировав эту ситуацию, мы пришли к выводу, что дети не знают об особенностях таких людей и так же не могут понять «как это можно ничего не слышать?» Поэтому у нас возникла идея создания проекта «Ушки-слушки».
Идея проекта: формирование толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащими, глухонемыми). Формирование бережного отношения к органам слуха.
Цель проекта: познакомить детей со значимостью органа слуха в жизни человека.
.
Цель от ребенка: научиться элементарным жестовым знакам для общения со слабослышащими людьми.
Задачи:
Образовательные:
- Показать значимость органа слуха для человека.
- Дать простейшие понятия о строении и значении уха.
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие в играх, коммуникативные навыки общения, кругозор, речь.
- Познакомить с элементами жестовой речи, с азбукой глухонемых.
- Познакомить детей с методами профилактики нарушения слуха.
Воспитательные:
-Воспитывать умение быть доброжелательными по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, уметь выслушивать своих сверстников, быть сдержанными.
Продукты проекта:
- для детей:
- дети пришли к пониманию, что люди с ограниченными возможностях здоровья, (ОВЗ слабослышащие, глухонемые) могут общаться между собой с помощью жестовой «азбуки».
-составление правил «Как беречь уши?», изготовление альбома «Здоровые ушки».
- для педагогов:
-презентация проекта.
- для родителей:
-совместное творчество родителей и детей при изготовлении атрибутов для игры: «Больница»
- совместная деятельность родителей в поиске информации для детей, оказание помощи по созданию наглядного сопровождения проекта (фото, интернет ресурс и т д)
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей:
- у детей сформируются необходимых представления об органе слуха (ухо);
- дети овладеют необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми; научаться доброжелательному отношению к людям с ОВЗ (слабослышащим, глухонемым).
Этапы реализации проекта:
1этап.
Определение актуальности проекта. Постановка цели и задач.
Подбор и изучение энциклопедической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей.
Методы: словесные, наглядные.
2 этап.
Проведение мероприятий, с использованием разных методов и приёмов через разнообразные виды совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Методы: словесные, наглядные, игровые, экспериментирование, творческие, продуктивные.
3 этап.
Создание правил «Как беречь уши?».
Изготовление альбома «Здоровые ушки».
Презентация проекта «Ушки-слушки».
Методы: словесные, наглядные.
I этап - подготовительный
Участники проекта |
Содержание деятельности |
Практическая деятельность |
Дети
|
Выявить уровень представлений детей об органах слуха. Беседа-рассуждение Просмотр мультфильмов Познакомить детей с «азбукой жестов». |
Обратиться за информацией к разным источникам. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. «Зачем нам уши?». Семья почемучек «Как мы слышим?» « Ручная (пальцевая, дактильная) азбука» |
Родители |
Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. «Ушки-слушки». |
Беседа по реализации проекта «Ушки-слушки». |
II этап – основной
Участники проекта |
Содержание деятельности |
Практическая деятельность |
Дети
Родители
|
Цикл познавательных занятий:
Чтение литературных произведений и научно-популярной литературы:
Сюжетно-ролевая игра:
Дидактические игры
Продуктивная деятельность Экспериментирование
Подготовить информацию в уголке для родителей
Оказание помощи в помощи информации, созданию наглядного сопровождения проекта
Привлечь родителей к созданию атрибутов |
Занятие: «Ухо – орган слуха», Беседа: «Здоровые уши».
«Азбука здоровья в картинках» К. Люцис , «Мир и человек» А.А Вахрушев. Стихи: Н. Кнушевицкая «Уши»и др. Беседа по прочитанным произведениям.
«Больница» сюжет: «Прием у ЛОРА»
«Угадай предмет по звукам», «Скажи тихо, громко», «Узнай, кто позвал», «Повтори» идр
Рисование: «Такие разные уши» (у животных). Рассматривание уха; Самомассаж «Зарядка для ушей»
Стендовая информация по данной теме. «Профилактика отита», «Самомассаж ушей»
Фото, интернет-ресурс.
Изготовление атрибутов для игры: «Больница» |
III этап – заключительный
Участники проекта |
Содержание деятельности |
Практическая деятельность |
Дети-педагоги
Педагоги |
Создание правил Изготовление альбома
Подготовить презентацию
|
«Как беречь уши?» «Здоровые ушки».
Презентация «Ушки-слушки». |
Библиография:
1. Азбука здоровья в картинках. К.Люцис – М.: Русское энциклопедическое товарищество,
2004.-64 с;
2. Азбука для неслышащего малыша. Корсун С. В., Гинзберг Олма-Пресс,2005. -128с;
3. Коррекция фонетических нарушений у детей Т.А. Ткаченко.– М.:Гуманитар.изд.центр
ВЛАДОС, 2014. – 112с;
4. Мир и человек А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан М.: Дрофа, 1998. – 88с;
5. Почему сердце стучит, а живот урчит? 40 интересных экспериментов и фактов о человеческом организме В. Ромодин, М. Ромодина – СПб.: Питер, 2014. -64с;