Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5434 Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх бытового, трудового и общественного содержания (из опыта работы)

Опубликовано 06.10.2019

 

 Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх бытового, трудового и общественного содержания     (из опыта работы)

Васильева Светлана Николаевна  – воспитатель МКДОУ «Теремок» г. Ленска  МО «Ленский район» РС (Я)

        «Игра—это первая школа

общественного

воспитания ребёнка,

   арифметика социальных отношений».

 Л. С. Выготский

 

    С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а прежде всего от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Игра - ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно – ролевые игры. Их больше занимает телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.

А ведь по мнению многих педагогов и психологов, сюжетно - роевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

 Изучая материал, я выделила взгляды многих учёных, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что последнее десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя,  современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д.), а роли  телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за играми детей  своей группы я заметила, что им трудно уступать и договариваться. Некоторые ребята отмечались повышенной конфликтностью в общении друг с другом и испытывали трудности в усвоении нравственных норм.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: социализация  дошкольников через сюжетно - ролевую игру.

Думаю, что эта тема актуальна и значима, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании идет отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и всё большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребенка.

Для ее реализации определила задачи:

1. учить детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия;

2. учить детей анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать;

3. обучать детей позитивным приёмам общения;

4. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится:

Создание предметно – развивающей среды, способствующей разнообразным играм.

Организация совместных игр.

Организация работы с родителями.

Мною были определены этапы: (Организационный, практический, итоговый)

На первом этапе своей работы изучила:

ü  Задачи, методические и практические подходы к сюжетно-ролевой игре по программе «Детство»;

ü  опыт работы коллег в периодической печати, в сети интернет.

ü  Провела в группе анкетирование родителей, где  получила следующие результаты:

- все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 43% опрошенных.

- родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 39%.

Анкетирование показало, что многие родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют игры: лото, пазлы, прятки, догонялки, дочки-матери.

В какие игры любит играть их ребенок? - Называют подвижные, спортивные, компьютерные.

Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игр, не умеют их организовать, а некоторым даже не знакомо словосочетание «сюжетно-ролевая игра».

Свою практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения.  Считая, что создание предметно-развивающей среды является залогом успешного развития личности ребёнка, я, в зависимости от возраста учитывала  принципы гигиеничности, безопасности (отсутствие острых углов) и поло-ролевые особенности детей.  Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Библиотека»,  которые ориентированы на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.

Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием родителей.

Центр сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр.   

В  младших группах – атрибуты к сюжетно - ролевым играм расположены на полочках, чтобы дети могли спокойно могли достать.

В  старших группах - сюжетные игры находятся в пластиковых контейнерах, для того, чтобы развивать у детей умение самим планировать свою деятельность.

Подобрала  предметы - заместители, литературу по теме.

Разработала перспективное планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста, с постепенным усложнением и в соответствии с тематическими неделями.

Составила картотеку игр по возрастам.

На первом этапе для меня было важно найти общий язык с ребёнком, завоевать его доверие и тем самым идти к поставленным задачам, а именно: учить использовать предметы по назначению, отражать в игре действия взрослых, связывать действия, объединяя их в сюжет, учить быть вежливым, доброжелательным.  А также,  для достижения задач использовала наводящие вопросы: «Расскажи, что ты будешь делать?», « Куда едет твоя машина?», «Кто будет папой?»; уважительно относилась к любым высказываниям детей, их действиям.

На втором этапе передо мной стояла задача научить детей владеть  ролевым способом построения сюжетно-ролевой игры: раскрывать ролевое поведение, изменять его  в соответствие с разными ролями партнеров, в рамках одного сюжета выполнять совмещенные роли, обозначая смену их для партнера, подключаться  к игре сверстника, найдя себе роль, подходящую по смыслу.  Старалась учитывать индивидуальные особенности ребёнка,  если он уверен в себе - важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен - нужно поддержать любую инициативу.

На третьем этапе поставила перед собой задачу: обучение детей самостоятельности, инициативности, творческому обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

    Сюжетно ролевые игры общественного и трудового содержания.

 Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой я  построила так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводила экскурсии, наблюдение, беседу, составляли   рассказы из личного опыта, занятия с элементами сюжетно ролевой игры, настольно печатные игры, совместное изготовление атрибутов к играм с детьми, обговаривали правила игры, правила поведения во время игры. Далее шло развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.

Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.

Вместе со мной дети  второй  младшей группы строили  из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправлялись в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создавали  простые постройки, давали  им название, это «башня», это «гараж», использовали  постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивали  использование простейших построек в игровом сюжете, развивали  сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города»). Так,  если в младшей группе шло  обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений (беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владели широким спектром сюжетно-ролевых игр и имели возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» является излюбленной детской забавой.  Все малыши с удовольствием играют в продавца и покупателей.

 Мы вместе с детьми строили магазин, рассказывали какие магазины бывают: продуктовый,  обувной, магазин  одежды, магазин игрушек  мебели.  Ставили  на витрину товар. Знакомились  с работой продавцов, кассиров, грузчиков. Товар брали из игрушек на полке, из предметов – заместителей  или лепили из пластилина и соленого теста.  В ходе игры обращала внимание на культуру общения между покупателем и продавцом.  По желанию дети  менялись ролями. В результате проделанной работы дети приобрели навыки игры, обогатили опыт в игре, научились организовывать сюжетно-ролевые игры.

В старших группах дети знакомились с ролью «заведующая магазином». Заведующий принимает на работу,  делает заявки на получение товара, следит за качественной работой.

Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми играми  у детей моей  группы  остается  «детский сад»,  «больница». В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

Сюжетно – ролевая игра «Больница» способствует развитию интереса и уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую деятельность.

В младших группах перед началом  игры  беседовала с детьми о профессии врача. Читала сказку К. Чуковского «Айболит». Строили из конструктора больницу, аптеку, поликлинику. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматривает больного, назначает лечение, пишет рецепт. Рассказывала  о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Мишка идет в аптеку. Водили  новые термины – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач кладет его  в больницу. Там врач лечит, назначает процедуры. Обсуждали, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказывала о профессии санитарки. В следующий раз у Зайки заболел зубик. Он объелся конфет.  Говорила о различных специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Лечит Зайку стоматолог. Скорая помощь помогает больным, отвозит их в больницу. Сначала игры обыгрывала сама. Моя игра, естественно привлекала внимание детей.  Далее вовлекала в игру детей: «Маша, твоя дочка тоже заболела? Веди её в больницу.  Я доктор, полечу её». Наравне с  куклами я могла  «полечить» и кого – нибудь  из ребят: Дима, давай, как будто ты заболел и тоже в больницу пришел.  Сейчас доктор и тебя полечит». После привлекала самих детей играть главные роли. В игре ребята отражали различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формировались  такие качества, как доброта, заботливость. Дети играли дружно, не ссорились, не обращали внимания на игры других детей, играли до тех пор, пока родители не забирали их домой. При этом у детей возникало стойкое эмоциональное проявление симпатии друг другу.

Все девочки любят играть в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская».   Детям в группе  предлагала  кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Рассказывала об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

После каждой игры проводила с детьми беседу, в которой спрашивала  у детей, во что они играли, кем были, что делали.

На месяц планировала  одну сюжетно - ролевую игру. В ходе обучения детей игре в течение 4 недель прорабатывали все компоненты.  Например, игра «Автобус».

Вместе с детьми строили  автобус.  Я – водитель, дети – пассажиры.  Объявляю остановку (каждая остановка – какой – либо магазин), например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель», «Посуда».  Ребёнок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановке.  Вначале принимала непосредственное участие в играх, выполняя главные  роли (врач, продавец).  Далее переходила на второстепенные роли. Являясь участником игры, по мере необходимости направляла действия детей. Учитывая способности детей при распределении ролей, давала советы по ходу игры.

Таким образом, участвуя в игре, направляла действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждала к высказываниям.

      Сюжетно ролевые игры бытового содержания (дом, семья, праздники, дни рождения).

В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Тематика игр, предусмотренных перспективным планом разнообразна. Они проводились  в занимательной игровой форме, что способствовало  устойчивой мотивации и творческой активности детей.  Каждое занятие - игра начиналась с постановки проблемы, организации сюжета, обсуждения и решение ситуаций, что способствовало  большей возможности  для проявления детской фантазии, воображения.  Неотъемлемой частью некоторых занятий являлся  сотворчество воспитателя и ребенка, что позволяло  сделать игру более выразительной. Она вселяло  в детей  уверенность в своих способностях, а так же  приносило  удовлетворение, как  мне, так и детям  от совместной игры. Например, я предлагала  детям «поиграть  в семью». Роли распределялись  по желанию. Например:  Мама одевает /раздевает и кормит ребёнка. В игре использовала  наглядные материалы (картинки и рисунки), проводила дидактические игры: «Новый наряд для куклы», «Сварим вкусный суп».

Предлагала  детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитатель  и др.) Вначале каждой игры старалась создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраивалась на игру. Участвуя в игре, я старалась контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимала  любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учила детей подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.  Например, говорила как бы сама себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращаясь кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Беря куклу на руки, ходила с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать будешь? Пойду,  сварю обед». Изображала приготовление обеда, а потом говорила: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол». Этот прием позволял детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять её и перенести  в самостоятельную деятельность.

Во время игры старалась привлечь застенчивых детей, давала  им роли (чаще главные, если они справляются), так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения.

 В сюжетно – ролевых играх  «День рождения куклы», «Приход гостей» большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.  Включаясь в игру вместе с детьми,  показывала пример приветливой встречи гостей, посетителей, умения их угостить. Семья очень большая, у бабушки предстоит  день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры помогала детям почувствовать, понять, как родители заботятся о своих близких. Обращала внимание детей на то, как взрослые заботятся о них. Включаясь  в игру вместе с детьми, я показывала пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.

Зачастую  в игры  включала куклу-младенца, (сюжетно – ролевая  игра «Купание куклы») сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать,  неоднократно называла свою игровую роль, связывая её со специфическими ролевыми действиями (Купать в теплой водичке, намыливать мылом, смывать и вытереть чистым, сухим полотенцем, заворачивать в пелёнку и укладывать в постель). Использовала в игре стихотворение Е. Благининой «Аленушка».  Это способствовало воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.    

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включалась в игру и принимала  на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывали т затруднения в реализации роли. Способствовала  самостоятельному выбору, или оказывала небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию).

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Я учила детей приемам организации в игре, помогала  каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорила детям.

Создавала игровые ситуации для  решения какой-либо задачи (например, бытовой), во время игры, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали  их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…).  Игровые ситуации использовала  при обсуждении нравственного поступка, случая или события из художественного произведения. В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

 В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. При этом помнила, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому помогала разнообразить игру, включала в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создавался большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

 Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Однако,  я не навязывала тему, сюжет игры, а давала рецепты поведения. Руководя игрой, решала  и развивающие, и воспитывающие задачи. Для развития сюжета игр проводила с детьми старшего дошкольного возраста игры - придумывания. В совместной игре с детьми я  постепенно переводила их  всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Мое эмоциональное поведение, моя увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия ко мне как к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.

Мое проявление, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях ко мне по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д. Впоследствии, решая игровые задачи, дети проявили максимальную компетенцию, они действовали уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Задача закрепления у ребенка уверенности в себе очень актуальна для наших детей и действия их во время игры подтвердили правильность моего  выбора. С постепенным привыканием к условиям и требованиям группы, творческий потенциал у детей начал постепенно раскрываться.

Использование на практике  перспективного плана работы, а так же описанных  сюжетно-ролевых игр, как отдельно, так и в системе позволила мне всесторонне развить личность ребёнка, развить их творческие способности, раскрыть их творческий потенциал.

Успех имеет прямую зависимость от подготовки воспитателя, как теоретической так и практической, а также заинтересованности родителей.

 Формы работы с родителями:

ü  Консультации на тему сюжетно – ролевых  игр: «Надо ли учить детей играть?», «Да здравствует игра!», «Как научить ребенка играть в сюжетно – ролевые игры?», «Игрушка в жизни ребенка».

ü  Индивидуальные беседы.

ü  Родительские встречи.

ü  Совместное изготовление пособий и выставки совместных поделок родителей с детьми «Дом»,  «Бытовая техника», Куклы наших бабушек». Выставки рисунков и игрушек: «Моя любимая игрушка».

Провела работу с педагогами:

ü  Консультация для педагогов: «Организация сюжетно-ролевой игры с учетом ФГОС»;

ü   Рекомендации воспитателям по проведению сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах;

ü  Участвовала в смотре «Организация предметно-пространственной среды в группах ДОУ по игровой деятельности детей»

ü  Выступление в  районном семинаре «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГОС ДО».

ü  Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ.

Игра – один из видов человеческой деятельности.  В ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Таким образом, игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, сточки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

Игра — подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она, как важная деятельность ребенка,  выполняет общевоспитательные и социальные функции.

Практика использования данного опыта в моей работе показала, что  в деятельности детей произошли следующие изменения:

- у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости;

- в группе нет изолированных детей;

-  дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие;

-  подключаются к уже играющим сверстникам;

-  уверены и самостоятельны в игре.

Итак, можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся норм и правил поведения в обществе и в группе детей. Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру.

И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.

 

  Работая над этой темой, моими настольными книгами стала методическая литература:

1. Краснощёкова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»,

2. Н. А. Виноградова «Сюжетно ролевая игра для дошкольников» статьи из журналов.

3. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

4. Н.Я. Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя»

5. Е.Н. Панова «Сюжетно – роевые игры»- пособие.

6. «Социализация дошкольника через игру» под редакцией Т.В. Пятница.