Соймонова Лариса Александровна
МКДОУ № 152, города Кирова
Конспект занятия по логопедии
Возраст: 6-7 лет
Логопедическое заключение: ОНР III уровня
Год обучения: один год обучения
Группа: подготовительная к школе
Тема: звук Ф
Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления учебного материала.
Цели занятия:
Образовательные:
- познакомить детей со звуками [ф] и [ф`];
- закреплять умение детей давать характеристику звуку;
- совершенствовать умение детей составлять схему
предложения и видоизменять ее;
- обогащение качественного словаря.
Развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие логического мышления.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Методы обучения:
- словесные, наглядные.
Оборудование:
- фишки синие, зеленые;
- картинки в названии которых есть звуки [ф], [ф`];
- материал для составления схем предложений.
Ход занятия
1.Организация начала занятия.
Дети стоят около стульчиков.
Задание на внимание: «Сядет тот, в чьем имени есть звук, который я произнесу».
Педагог произносит звуки: ш, ль, и, а. Дети садятся.
Педагог: - какие гласные звуки я назвала? ([и], [а]).
- какой из этих звуков смягчает предыдущий согласный звук? ([и])
- какие согласные звуки я назвала? ([ш], [л`])
- что вы о них знаете?
2. Подготовка к основному этапу.
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.
Мы будем внимательно слушать звуки в словах, а еще придумывать
красивые слова и предложения.
Мы разделимся на команды и будем соревноваться.
Задание 1. Загадка: наведет стеклянный глаз. Щелкнет раз и помнит нас. (Фотограф)
Задание 2. Какой первый звук в этом слове?
Задание 3. Какой последний звук в этом слове?
Задание 4. Кто догадался, какая тема нашего занятия?
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Давайте вместе дадим характеристику этому звуку. (Звук [ф] согласный, глухой, звучит твердо. У него есть мягкая пара.)
Задание 5. Кто может сам рассказать о звуке [ф]?
4.Первичная проверка понимания.
Задание 6. Поиграем в игру « Будь внимателен».
Педагог:
- У вас на столах фишки синего и зеленого цвета. Я буду называть слова, а вы если услышите мягкий согласный [ф`] – поднимайте зеленую фишку. Услышите твердый согласный [ф] – фишку синего цвета.
Педагог произносит слова: форма, ферма, буфет, флаг, фишка, шарф, флот, жираф, муфта, телефон, фонарь.
Задание 7. Игра «Придумай слово».
Дети придумывают слова сначала со звуком [ф], а потом со звуком [ф`].
5.Физкультминутка.
Мы пришли в весенний лес, (дети ходят друг за другом).
Много здесь в лесу чудес! (хлопают в ладоши)
Справа березки стройные стоят, (поднимают руки вверх).
Слева елочки на нас глядят. (Выполняют упражнение «Елочка»).
На деревьях зеленеют листочки, (поднимают руки вверх, покачивая ими
вправо-влево).
А в траве расцветают цветочки. (выполняют упражнение «Цветок»)
6.Обобщение и систематизация знаний по теме.
Детям предлагаются картинки в названии которых есть звуки: [ф] и [ф`].
Игра «Живое – не живое». Дети рассматривают картинки. По заданию педагога поднимают сначала одушевленные, а потом не одушевленные предметы.
Задание 8.
Педагог: поднимите картинку те, у кого звук [Ф] стоит в начале слова;
поднимите картинку те, у кого звук [ф`] стоит в начале слова;
поднимите картинку те, у кого звук [ф] стоит в середине слова;
поднимите картинку те, у кого звук [ф`] стоит в середине слова;
поднимите картинку те, у кого звук [ф`] стоит в конце слова;
поднимите картинку те, у кого звук [ф] стоит в конце слова.
Задание 9. Игра «Придумай красивое слово».
Каждый ребенок придумывает прилагательное к тому слову, которое у него есть на картинке.
Задание 10. Педагог предлагает каждому ребенку составить схему предложения «Светлячок зажег фонарик».
7. Подведение итогов.
Педагог:
- Сегодня на занятии мы с вами познакомились с новыми звуками [ф] и [ф`], придумали много слов с этими звуками. Придумали много красивых слов и составили схему предложения.
- Что вам понравилось на занятии?
- Какое задание было трудным?
Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.