Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5446 Игры и игрушки для детей раннего возраста

Опубликовано 09.10.2019

Муниципальное  бюджетное дошкольное  

образовательное учреждение

г. Арзамас

 

Конспект:

«Игры и игрушки для детей раннего возраста»

 

Подготовила: воспитатель

Тютяева М.И.

 

 

2019 г.

 

Игрушки для детей от 2 до 3 лет

Для развития самостоятельной игры детей третьего года большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек: кукол, игрушечных животных, предметов для занятий с ними, машин. В игре с этими игрушками воспитывается доброта, отзывчивость, эмоциональность. Малышей уже начинают интересовать разные марки автомобилей. Лучше купить ту машину, с которой ребенок будет играть дольше,— к примеру, автобус, у которого открываются дверцы. В него можно посадить шофера, пассажиров, провести автобус по дорожке и мосту из кубиков, построить для него гараж. Если ребенок хорошо знаком с грузовым транспортом (папа у него шофер), стоит купить ему грузовую машину и т. д.

В играх с куклами, игрушечными животными дети начинают отображать не только отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать), но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, продавца, врача и др.), их взаимоотношения (мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного, продавец вежливо обслуживает покупателя и т. д.).

Для таких игр необходимы игрушки, которые бы сами наталкивали детей на отображение впечатлении, полученных в жизни. Например, можно предложить для игры куклу, одетую в белую шапочку и фартук. Она превращается в продавца, и далее разворачивается сюжет в магазине. Хорошо, если старшие поддерживают такие игры, включаются в них, служат примером для подражания, проигрывая с ребенком или куклой ту или иную сценку. Подобные совместные игры помогают отцу или матери лучше понять своего малыша, духовно сблизиться с ним.

При выборе куклы надо учитывать, что ребенку этого возраста, как и на втором году жизни, лучше приобрести куклу с нарисованными глазами, короткой стрижкой. Руки и ноги у нее должны быть мягкими, чтобы куклу легко можно было посадить, поставить, положить, одеть. Жесткая кукла с несгибающимися ногами раздражает ребенка. Одежда куклы должна быть простой, чтобы дети сами могли ее снять и надеть.

Мебель — кроватка, стол, стульчик — должна быть прочной, так как малыш часто переносит ее с одного места на другое, да и сам иногда не прочь посидеть на кукольном стуле.

Посуда — пластмассовая и металлическая — лучше крупного размера (чашка около 10 см в диаметре), чтобы ребенку удобно было ее взять за ручку. Набор посуды небольшой — две-три чашки с блюдцами, две-три тарелки, ложки, кастрюля, чайник, сковородка. Для игры с куклами можно купить корзинку, сумку и другие игрушки, отображающие принятые в семье предметы обихода.

Красочные игрушечные животные разного размера, сделанные из мягких пластмасс и резины, удобны для игр с водой, песком, строительным материалом. Это могут быть фигурки известных ребенку птиц, зверей, домашних животных.

Любят дети игрушки с дополнительными атрибутами: поросенок в фартучке, теленок с колокольчиком и др. Наиболее удобны для детей игрушечные животные и куклы среднего размера (длиной 25—35 см), хотя иногда малыши предпочитают играть с маленькими (10—15 см) или крупными, напольными игрушками. В комнате ребенка должно быть не более одной-двух крупных игрушек: большая мягкая игрушка, или деревянная лошадка, или автомобиль с сиденьем для ребенка.

Детей больше привлекают такие игрушки, в которых передан образ детеныша: у них, как правило, крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой «детской» мордочкой. И наоборот, игрушка, изображающая животное с удлиненными частями тела, вытянутой головой, длинным носом, маленькими глазками, пугает ребенка.

Детям третьего года жизни можно купить игрушки, изображающие домашних животных (лошадь, собака, кошка), диких животных, сказочные персонажи (лиса, слон, медведь и др.).

Для ребенка, охотно играющего с игрушечной кошкой, можно купить или сделать (сшить, связать, выпилить из фанеры) маленьких котят. Надо поддерживать стремление детей делиться, обмениваться игрушками со сверстниками. Дети учатся договариваться, играть рядом, не мешая другим, объединяются по два-три человека в соответствии со своими интересами. У них появляются первые дружеские привязанности, и, например, своего любимого медвежонка ребенок доверяет тому кто ему особенно симпатичен.

Многое о предметах, людях, животных малыши узнают в повседневной жизни, однако им нужны специальные дидактические игры для того, чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку, элементарному счету и т. д. Доступна детям этого возраста настольная игра «Кому что нужно». На больших картинках изображены люди известных малышам профессий: дворник, почтальон, парикмахер, продавец, врач; на маленьких картинках — характерные для каждой профессии предметы, орудия труда. Надо определить, что дворнику нужна метла, лопата; врачу — термометр, белый халат и т. д.

По этому принципу можно сделать самим и другие настольные игры- Вот примерные темы: «Каких деток потеряла мама?», «Поможем девочке стать опрятной». Предлагаются большие картинки с изображением коровы, курицы, собаки и маленькие — с изображением телят, цыплят, щенят и т. д. В другой игре для девочки, обутой в один ботинок, ищут второй, для непричесанной — расческу и т. д.

Дети любят складывать кубики с изображением простым различающихся по форме и окраске предметов, разных овощей и фруктов. Для этого возраста набор должен включать четыре кубика, то есть картинка состоит из четырех частей.

Развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор детей игрушки-забавы и театральные игрушки. Это может быть веселая кувыркающаяся обезьянка, куклы-рукавички: клоун, зайчик. Хорошо, если, играя с театральными игрушками, ребенок говорит от имени персонажа. Незаметно для себя он овладевает более правильной, эмоциональной, выразительной речью, что немаловажно для общения.

Калейдоскоп завораживает, удивляет ребенка причудливостью и неожиданностью новых узоров, красок и форм. Дети любят смотреть, как старшие пускают мыльные пузыри или солнечные зайчики. Они пытаются их поймать, смеются, много двигаются; необычность и непредвиденность таких игр пробуждает любознательность, воображение. Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке хорошо приобрести дудочку или игрушечное пианино, заводных птичек, поющих разными голосами.

К празднику ребенку можно купить карнавальную шапочку-полумаску, оставляющую открытыми рот, нос и глаза (лису, зайца, медведя и др.). Такая игрушка побуждает малыша выразительно передавать движения, характерные для данного животного, способствует развитию речи. Хороший подарок ребенку к празднику — один-два цветных надувных шара. Пусть малыш вместе со старшими выйдет погулять по нарядно украшенным улицам родного города, села, почувствует торжественность дня, эмоционально приобщится к традиционным формам отдыха и веселья своего народа.

В игрушечном хозяйстве и у мальчика и у девочки желательно иметь хотя бы одну-две игрушки каждого вида. Неверно мнение, что машины не нужны девочкам, а куклы мальчикам. Знакомство с элементарной технической игрушкой развивает девочку, а игра мальчика с куклой (это может быть кукла-сверстник ребенка, кукла-солдат и др.) воспитывает многие нравственные качества: умение понять другого, проявить по отношению к нему заботу, внимание. Использование машин и кукол обогащает детскую игру.

Таким образом, у каждого ребенка должны быть самые разнообразные игрушки: игрушки для развития движений (мяч, хоккей), две-три настольные игры (пирамида, конструктор, разрезные картинки), одна-две машины, куклы с «приданым» и набором посуды, игрушечные животные, игрушка-забава, музыкальная игрушка.

В поле зрения ребенка не должно быть одновременно много игрушек, он их просто не заметит, достаточно двух — четырех, чтобы развернулась интересная игра. Остальные игрушки хранятся в определенном месте. Если по ходу игры потребуется дополнительная игрушка, ребенок может быстро найти ее. Настольную игру после занятия не следует оставлять на столе, пусть малыш аккуратно сложит ее н положит в шкаф и только после этого возьмет другую игрушку. Часть игрушек, с которыми ребенок не играет, надо вынести из детской комнаты, а потом некоторые из них в качестве приятного сюрприза показать.