Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5470 «Лес - наше богатство»

Опубликовано 20.10.2019

 

Абрамова Любовь Сергеевна

воспитатель

МБДОУ № 69 «Дюймовочка»

Г. Северодвинск, Архангельская обл.

 

Конспект занятия

в подготовительной группе  «Лес — наше богатство»

 

Воспитатель: Абрамова Любовь Сергеевна. 

Цель: закрепить и уточнить представления детей о лесе и его значении в жизни людей.

Задачи:

- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе;

- Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе;

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о деревьях, разучивание стихов, пословиц и поговорок о природе, просмотр мультипликационного фильма «Изучаем деревья», наблюдение за деревьями на прогулке.

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса, ягод, грибов; желуди, орехи, каштаны, шишки, кленовые листочки, грам. запись.

Методы и приемы: чтение стихов, беседа, физкультминутка, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Здравствуй, небо голубое

(руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое

(руки вверх, к солнцу вправо или влево)

Здравствуй, милый мой сосед

(машем друг другу)

А далекому – привет!

(машем гостям)

Дружбой крепкой мы сильны,

Всем мы помогаем.

(держимся за руки)

Если кто попал в беду-

Мы его спасаем!

- Ребята, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Приходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем.

( Лес)

- Правильно, ребята. Сегодня, мы с вами поговорим о лесе. Лес - наше богатство. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Лес - часть природы. Лес - это деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды, животные и т. д.

- Как называется лес, где растут березы, рябины, осины?

(Лиственным)

- Как называется лес, в котором растут ели, сосны, пихта?

(Хвойным)

- Лес - где растут одни березы называется - березняк, лес - где растут дубы -дубрава, лес - где растут сосны - сосновик, где растут ели - ельник. Такие леса дело рук человека, в естественной среде и лиственные и хвойные деревья растут вместе. (Показ иллюстраций)

- Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе называется – смешанным лесом. (Показ иллюстрации)

- Чем похожи лиственные и хвойные деревья?

(У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья или хвоя.)

- Чем отличаются?

(Отличаются они, формой листьев, размером, окраской, плодами.)

- Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха. Давайте и мы с вами подышим свежим лесным воздухом.

Звучит фонограмма шума ветра. Проводится дыхательная гимнастика с листочками.

Мы подуем высоко, (Встают на носочки, поднимают листочки вверх)

Мы подуем низко, (Приседают)

Мы подуем далеко, (Вытягивают руку вперед)

Мы подуем близко. (Подносят листочек ко рту)

- Лес - часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим там. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения. А вы эти правила знаете?

(Да)

- Проверим. Слушайте внимательно и отвечайте вместе можно или нельзя.

1. Ходить в лесу по тропинкам… (можно)

2. Ходить по траве, где попало (нельзя)

3. Собирать в лесу грибы (можно)

4. Вырывать их с корнем (нельзя)

5. Слушать пение птиц (можно)

6. А шуметь в лесу, включать громко музыку (нельзя)

7. Наблюдать за муравьями (можно)

8. А разрушать муравейники (нельзя)

9. А можно брать детенышей диких животных домой … (нельзя).

- Почему?

Лес – это родной дом зверей и создать дома такие же условия, как в лесу – очень трудно. Животные не смогут жить с человеком.

Молодцы! Я вижу, вы знаете правила поведения в лесу. А сейчас отдохнём.

Лесная физкультминутка:

В лес гулять мы пойдем (маршируют на месте)

Вброд ручей перейдем (шагают, высоко поднимая колени)

Небывалой красоты у ручья растут цветы. (поднимают руки, тянутся)

Посмотри по сторонам, что же лес подарит нам?

(ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)

Наклонись, сорви малинку и клади ее в корзинку (наклоняются)

Крепкий беленький грибок мы положим в кузовок (выполняют приседания)

(дети садятся)

- Чем же в лесу можно полакомиться?

(Ягодами, грибами)

- Какие лесные ягоды вы знаете?

(Земляника, брусника, малина, ежевика, костяника)

- Посмотрите на картинки и назовите съедобные грибы, которые можно найти в лесу? Грузди, подосиновики, подберезовики, сыроежки, опята, маслята и т. д.

- Назовите ядовитые грибы.

Мухомор, бледная поганка, ложные опята.

- Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

- Какие птицы живут в лесу?

(ответы детей)

- Вспомните теперь животных, обитающих в лесу.

(ответы детей)

- Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:

- Для чего нужна трава?

(Для пищи животных)

- Для чего нужны грибы, ягоды и кому?

(Для питания животных, птиц и человека)

- Для чего нужны деревья?

(Это дом для животных птиц, листья дают свежий воздух)

- Чем служат насекомые в лесу?

(Едой для птиц, опыляют растения, цветы)

- Нужны ли птицы в лесу?

(Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют песни)

- Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные?

(Хищники и травоядные).

- Кто из них чем питается?

(Хищники – мясом, травоядные – травой)

- Ребята, посмотрите, на столе дары леса. Вы должны назвать, что это за плоды, с какого они дерева и кто ими питается.

Дети подходят к столу рассматривают желуди, орехи, каштаны, шишки, отвечают на вопросы.

- Ребята, а поговорки и пословицы про лес вы знаете?

• Лес - богатство и краса, береги свои леса.

• Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

• Лес - наше богатство.

• Рощи да леса - всему свету краса.

• Растение - земли украшение.

• Сломить дерево - секунда, а вырастить - года.

• Срубленное дерево вновь не вырастет.

• Из пеньков не вырастишь дерево.

- Ребята, отгадайте, о ком я буду сейчас говорить:

«Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет

А зимою у кормушек

В гости ждет лесных зверюшек»

(Лесник)

- Что делает лесник?

(Присматривает за лесом, следит за порядком, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых деревьев, принимает участие в посадке молодых; охраняет обитателей леса от злых людей – браконьеров.)

.- Молодцы, ребята! Так хорошо работали на занятии. Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

- Я уверена, что вы вырастите настоящими защитниками природы.