Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5482 Конспект интегрированного занятия по рисованию «Хохломская роспись» в подготовительной группе.

Опубликовано 25.10.2019

МБДОУ «Незабудка» №11

 

Конспект интегрированного занятия по рисованию «Хохломская роспись» в подготовительной группе

 

 

 

                                                                        Подготовила воспитатель

                                                                        МБДОУ «Незабудка»№11

                                               г.Мытищи.

 Калинина Ирина Геннадьевна.

 

 

2019 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей.

Задачи:

Художественное творчество:

  • - учить основным приемам кистевой росписи, совершенствование свободного владения кончиком кисти,
  • - закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,
  • - формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,
  • - развивать фантазию и творческое воображение.

Музыка:

  • учить двигаться в соответствии с различным характером музыки
  • учить слышать окончание музыкальных фраз
  • развивать чувство ритма
  • 4 воспитывать интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней
  • 5 воспитывать внимание.

 

Оборудование:

- Для воспитателя: магнитофон, записи с русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой ( гжель, фарфор, береста, хохлома), плакаты по хохломской росписи, поэтапная разработка росписи деревянной ложки, -

Для детей: деревянная ложка, гуашь, кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, трафарет ложки из бумаги, трафарет посуды из бумаги, краски.

Ход занятия.

В:  Ребята, сегодня у нас гости. Хотите познакомиться и поздороваться с ними? А поможет нам в этом веселая музыкальная игра «Здравствуйте!» С каким гостем хотите познакомиться, к тому потом вставайте в пару. А здороваться будем ложками. (Показ  с ребёнком. 3 удара, здра-вствуй-те). Разбирайте по одной ложке.

Игра «Здравствуйте» 

Дети и гости  выходят в центр зала. Двигаются под веселую музыку в разных направлениях, на каждую остановку музыкальной фразы, здороваются с тем, к кому дети встали в пару, называя своё имя, ( игра повторяется 3 раза.)

Воспитатель : Вы обратили внимание  на мне что-то необычное одето? Фартук, в какой технике росписи? Я сегодня хозяйка и будет много гостей.

Воспитатель :Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех. Здесь представлены ложки сделанные из разных материалов: стеклянные, железные, деревянные, пластмассовые.

 

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Затем стали делать ложки из глины,……….

- Но время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть не будешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.

Стихотворение читает ребёнок: (стихи раздают заранее учить)

Наши деды на Руси –

у любого ты спроси –

 Эту ложку уважали,

из берёзы вырезали.

Пища станет во много вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не обожжетесь горячей пищей.

Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки).

Ребёнок читает стихотворение. Стоит студеная зима, Снежинки кружит буйный ветер.А золотая хохлома напоминает нам о лете.

Расписная ложка – лаковая ножка,

 Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

 И для каши и для щей, нету ложечки нужней

В. – Ребята скажите, о какой росписи это стихотворение? (о хохломской)

В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (посуду)

В. – А из чего её делали? (из дерева).

В. Посмотрите, ребята, как много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете сказать какая из неё хохломская, а какая нет?

(воспитатель по очереди вызывает детей к столу и просит показать там хохломскую посуду и объяснить, почему он так считает).

В. – Да, и с этим заданием вы справились, какие вы молодцы, ребята. А давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою волшебную посуду? (завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, веточка, травинка)

В. – А какие цвета использовали мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый).

В наши дни деревянная ложка и матрёшка – знаменитый русский сувенир. Каждый зарубежный гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Ребята, а вы хотите подарить нашим гостям такие сувениры? Мы распишем трафарет ложки на бумаге хохломскими узорами.

 

В. Сейчас я предлагаю вами превратиться в русских мастеров. Теперь можете приступать к работе..

В. – Но для начала давайте с вами вспомним, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи ложки по поэтапной разработке).

В. – (самостоятельная деятельность детей)

Во время самостоятельной работы детей, включить народную музыку.

В. – Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники.

 

 

 

 

 

В:А пока ваши ложки сохнут, мы с вами их художников превратимся в музыкантов ложкарей.

Ребёнок читает стихотворение:

Есть ложки для каши, а есть для варенья,

Которые, кормят вкуснятиной нас.

А есть для веселья и для развлеченья,

С которыми люди пускаются в пляс.

Сейчас деревянные ложки больше используют, как народный музыкальный инструмент.               А вы знаете, ребята, кто были первые исполнители игры на ложках?              Ответ детей - скоморохи.

Правильно, это были скоморохи, бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей. В старину ложки, на которых играли, были с бубенцами или колокольчиками

Существует много приёмов игры на ложках.

Ритм. упр. 1,2,3 – ты на ложки посмотри, 1,2,3,4 – вот мы ложечки купили 1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

Песня «Ложки деревенские» 

Пели мы и танцевали, но ещё не поиграли.

Вставайте в круг.

 

Игра «Простучи ритм по карточке» (любым приёмом)

        Ты беги, скорее ложка

        Быстро-быстро по рукам.

        У кого осталась ложка

        Тот сейчас сыграет нам.

Дети становятся в круг, передают  ложку по кругу. С окончанием музыки нужно простучать ритм по заданной карточке (ритм. карточки «Ложки»

 В: наши ложки высохли, давайте подарим их гостям. Но прежде, чем подарить ложку, вы расскажите, чем вам сегодня больше всего понравилось заниматься?

 

Дарят ложки гостям.