План – конспект
Интегрированное занятие
по лексической теме «Домашние животные»
(для детей 6-7 лет)
Составила: Лещенко Валентина Михайловна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
Задачи:
Образовательные: закрепить и уточнить знания детей о домашних
животных и их детенышах, упражнять в согласовании слов по падежам;
учить детей согласовывать числительные с существительными: активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные»; чем питаются, как подают голос, какую пользу приносят. Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами.
Развивающие: развитие зрительного (игра «Найди животное», «Кто спрятался») и слухового внимания (прослушивание стихотворения), логического мышления (угощение для гостей), развитие мелкой и общей моторики, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражания, употребление существительных во множественном числе).
Воспитательные: воспитывать любовь и заботу к домашним животным, умение внимательно слушать.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, пиктограммы, животные без отдельных частей тела, картинки домашних животных и их детенышей, мягкая игрушка, карточки с угощениями для животных, прищепки.
Ход занятия.
Воспитатель входит в группу с детьми
- Ребята, к нам на занятие пришли гости. (Здравствуйте!)
Я очень рада всех вас видеть сегодня.
А какое настроение у вас?
Мимическая гимнастика. (Показываю поочерёдно карточки со смайликами)
Посмотрите на смайлик и покажите, какое у него настроение?
(Веселое, сердитое, удивленное, печальное.)
- Какое настроение вам хотелось бы взять с собой? (Радостное, веселое).
Я с вами согласна. Предлагаю сесть на коврик.
Незаметно для детей произношу: «Мя - у».
Ребята, кто это? (Кошка) Достаю спрятанную кошку
- Кошка какая? (Красивая, нарядная)
- Что делает кошка? (Мяукает, прыгает, царапается, умывается …)
- С чем и с кем любит играть кошка? (С клубочком ниток, с мышкой)
- Где кошка живёт? (Рядом с человеком, который за нею ухаживает, кормит её.)
- Какую пользу приносит кошка человеку?
(Кошка ловит мышей и охраняет от них хозяйкины припасы)
- Значит, кошка какое животное: домашнее или дикое? (Домашнее)
- Лиля, о каких животных мы будем говорить на занятии?
(Мы будем говорить о домашних животных)
- Ребята, у Муси сегодня День рождения, но она совсем одна, давайте поможем ей собрать друзей.
У меня « Чудесный мешочек» (в мешочке фигурки животных)
Коля, достань что-нибудь из мешочка.
Это кто? (Лиса)
- Какое это животное? (Дикое)
- Ты как думаешь, лису ждёт Муся к себе в гости?
(Нет, потому что это не домашнее животное)
- Правильно! (Диких животных дети убирают в корзину, а домашних животных ставят рядом с кошечкой во дворе у бабушки с дедушкой).
- Какие животные пришли на день рождения к кошечке?
(Домашние животные).
- Почему этих животных называют домашними?
(Человек строит для них жилище, кормит, ухаживает)
- Какую пользу приносят домашние животные? (Корова даёт молоко, собака охраняет дом человека, кошка ловит мышей и охраняет от них хозяйкины припасы, коза даёт молоко, шерсть, кролик даёт тёплый пух)
- Ребята, я слышу, как общаются животные (чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Путаница»):
Свинки замяукали,
Кошечки захрюкали,
Собаки замычали,
Коровы зарычали…
- Или я что-то перепутала?
Образование глаголов от звукоподражаний.
- Что делает корова?
- Корова мычит.
- Лошадь ржет.
- Свинья хрюкает.
- Коза мекает.
- Овца блеет.
- Собака гавкает, лает.
- Кошка мяукает.
- Кролик тикает: тик – тик.
Игра: «Правда или нет?»
Я знаю еще одно домашнее животное, которое вы не назвали:
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка) Достаю мышку.
- Вот какое хорошенькое домашнее животное! (Дети: нет!)
- Почему нет? (Объяснения детей)
Игра «Найди четвёртое лишнее». (Картинки животных)
- Пока животные веселятся, предлагаю и вам отдохнуть.
Физминутка.
Села кошка под кусточек (приседают)
Сыра скушала кусочек (имитируют откусывание сыра)
Встала кошка, (встают)
потянулась (потянулись высоко на носочках)
Ее шерстка развернулась (поглаживают себя руками).
- Ребята, поможем Мусе угостить животных. Подойдите, пожалуйста, к мольберту. (На мольберте магнитами прикреплены сверху карточки домашних животных (большие) и карточки внизу (вперемешку) - корм для животных - маленькие) Кирилл, чем ты угостишь корову? Соедини карточки.
Настя, чем ты угостишь кролика? (Я угощу кролика морковкой – соединяет карточки, и т.д.).
- Молодцы! Накормили животных.
Проходите, садитесь на стульчики. (На экране игра «Найди маму»)
Пока мы с вами играли, детеныши животных потерялись и не могут найти свою маму. Помогите им. (Дети располагают детенышей к своей матери).
-Чей это детеныш? (Детёныш коровы)
-Как он называется? (Телёнок) и т. д.
- Молодцы! Продолжим играть с детёнышами.
Игра «Один-много» (с мячом).
- Я называю одного детеныша, а вы – много?
- Крольчонок – крольчата
- Поросенок - поросята
- Жеребенок – жеребята
- Теленок – телята
- Щенок – щенята
- Котенок – котята
- Ягненок – ягнята
- Козленок – козлята
Открываю «Чудо-дерево» (Было спрятано ширмой)
Игра « Кто спрятался»
- Ребята, животные решили поиграть с вами в прятки.
Кто от вас спрятался? (Например, собака)
- Где спряталась? (Под деревом, за ….., около …., на дереве) и т. д.
- Давайте соберём слово собака. Какой первый звук в слове с-с-собака? (-с-)
- Семён, найди, пожалуйста, знак, обозначающий этот звук, и прикрепи его на доску. Определяем следующий звук и т. д.
Вероника, посчитай, сколько слогов в этом слове? (В этом слове три слога)
- Виталик, сколько гласных звуков в слове?(В слове собака три гласных звука)
- Таня, а сколько согласных звуков? (В слове собака три согласных звука)
- Сколько всего звуков в слове со-ба-ка? (В слове собака всего 6 звуков)
- Кирилл, фишкой, какого цвета мы обозначим первый звук?
(Фишкой синего цвета, т. к. звук «с» - согласный и твёрдый)
Так характеризуем все звуки.
Дети проходят и встают за столы.
«Пальчиковая гимнастика» (с использованием бельевой прищепки).
Движения, сочетаемые с речью. (Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” кончики пальцев от большого пальца к мизинцу и обратно, затем – на другой руке).
- Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Игра «Найди животное и раскрась его». (На листочках)
- Найдите животных, которые от вас спрятались, назовите их (дети называют), сколько их всего? (Ответы детей)
- Постарайтесь найти кошечку и заштриховать её простым карандашом.
Домашним заданием для вас будет – раскрасить всех животных.
Итог занятия.