Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5500 Педагогический проект. Тема: "Деревья осенью"

Опубликовано 31.10.2019

 

 ПРОЕКТ «Деревья осенью»  в группе среднего возраста.

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

   Авторы проекта: Добровольская Н. И.

                                     Асланова А. М.

                                              

Продолжительность проекта: Краткосрочный.

 

Тип проекта: Исследовательский – творческий.

 

Участники проекта: Дети средней группы возраст 4-5 летвоспитатели, родители.

 

Актуальность: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.

 Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

 

 

Цель проекта: Уточнить и расширить представления детей о деревьях,   их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Создание условий для воспитания экологической культуры и развитие познавательных, творческих способностей детей.

 

Задачи проекта:

Формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность, воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы, развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие ее красок и форм, расширять представление детей о деревьях и кустарниках. Развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.

 

Для детей;

заинтересовать детей, как можно больше узнать о деревьях и ихпользе.

 

Для воспитателя;

стимулировать возникший интерес к данному проекту;

 

Для родителей;

испытать чувство единения с воспитателем в решении создания проекта.

 

Ожидаемые результаты по проекту:

Расширятся знания детей об осени, ее признаках,  пополнится словарный запас, дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы, сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

 

Для ребёнка;

… осознанная радость за пополнение запаса знаний о растительном мире.

 

Для воспитателя;

… чувствовать желание детей на протяжении всего проекта быть активным участником и помощником;

… переживать вместе с детьми успешное завершение проекта.

 

Для родителей;

… увидеть у ребёнка интерес к природе родного края.

Краткое содержание проекта.

 

Подготовительный этап:

  1. Определение темы, постановка цели и задач.
  2. Определение методов и приемов работы.
  3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
  5. Подбор материалов для творческого труда.
  6. Изготовление дидактических игр.
  7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.

 

Продукт проектной деятельности:

  • Создание картины «Разноцветные деревья осенью».
  • Цикл осенних наблюдений на природе.
  • Рисование ватными палочками «Деревья осенью».
  • АППЛИКАЦИЯ «В нашем лесу листопад».
  • Обрывная аппликация «Яблонька».
  • Создание картины из природного материала «Осеннее дерево».
  • Путешествие по экологической тропе.
  • Рисование осенних листьев.
  • Выставка совместных работ детей и родителей  «Осенью в лесу».

 

Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям. Действия воспитателя;

а) подготовка справочной литературы по теме;

б) подбор литературного материала (стихи, рассказы);

 

в) организация просмотра слайдов на тему «Лиственные и хвойные деревья» - цель: вызвать у детей интерес к работе по сбору материала к проекту.

 

Действия детей:

 

- участие в выставке детских работ по аппликации не тему «Осенняя берёза»;

- рассматривание картин с изображением пейзажей во все времена года.

Действия родителей;

 

сделать с детьми доклады о деревьях, о их пользе.

Основной этап  деятельности:

Действия воспитателя;

 

а) чтение художественной литературы:

И. Бунин  «Листопад»; А. Прокофьев  «Люблю берёзку  русскую»;  С. Есенин  «Белая  берёза»;  И. Соколов – Микитов  «В  лесу» - рассказ

  • К. Бальмонт «Осень».
  • Л. Толстой «Дуб и орешник».
  • К. Ушинский  «Спор деревьев».
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д..

Чтение дома произведений про осень.

Социально-коммуникативное развитие

 

Беседа на тему: «Откуда пришла мебель?», «Как нельзя себя вести в природе»

 Рассказ воспитателя о предметах старины их назначении – прялка, скалка.

д/игра «С чьей ветки детки?»«Листик потерялся».

Действия детей;

Действия родителей; оформлении фото- выставки «Шаги проекта»;

Системная паутинка к проекту «Деревья»

Познание: Рассматривание картин, иллюстраций; беседы о пользе деревьев.

 Социализация: Экскурсия по территории детского сада.

 Коммуникация: Составление описательных рассказов; фантазии на тему «Дерево-фонарь»«Конфетное дерево»

Художественное творчество: Создание аппликации. 

Чтение худ. литературы: Рассказ «В лесу» И. Соколов – Микитов

Отгадывание загадок; стихи С. Есенина, А. Прокофьева, И. Бунина.

 Режимные моменты

Заучивание стихотворений;

д/игры «С чьей ветки детки?», Беседа – «Листопад».

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.

Беседа – «Растительный мир осенью».

Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.

Консультация для родителей « Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения».

Совместное создание альбома экологической направленности «Деревья и кустарники»

 

Музыка и физкультура: П/игра «Раз, два, три – к дереву беги», и/хоровод «Мы осенние листочки» …

Деятельность на прогулке:

Наблюдения.

Цикл наблюдений, экологическая прогулка, экскурсия в лес.

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.

Наблюдение за яблоней.

Цель: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.

Наблюдения за шиповником.

Цель: расширять знания о кустарниках  растущихна участке..

 

Беседы.

Беседа – «Листопад».

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.

Беседа – «Растительный мир осенью».

Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.

Консультация для родителей « Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения».

Совместное создание альбома экологической направленности «Деревья и кустарники»

 

Речевое развитие

Творческое рассказывание по темам.

  • «Мы гуляли на участке».
  • «Что я видел в парке».

Рассматривание иллюстраций об осени.

Словесные игры.

  • «Опиши словами любимое дерево».
  • «Осень в лесу».
  • «Вспомни и назови дерево».
  • «Подбери листик к стволу дерева.».

Пальчиковые игры.

  • «Ветер и деревья осенью».
  • «Падают листья».

Дыхательные упражнения.

  • «Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.
  • «Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • «Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.

Разучивание пословиц.

Загадывание загадок про осень.

Чтение художественной литературы.

  • К. Бальмонт «Осень».
  • Л. Толстой «Дуб и орешник».
  • К. Ушинский  «Спор деревьев».
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д..

Чтение дома произведений про осень.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

  • «Семья – собираемся на прогулку в лес».

Дидактические игры.

«Найди такой же листок».

Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?».

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Отгадайте что это за кустарник, дерево».

Настольно-печатные игры.

  •  «Деревья и кустарники».

Труд.

  • Уборка опавшей листвы на участке.
  • Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).

Беседы по ОБЖ.

  • «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
  • «Как вести себя в лесу».
  • «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».

 

Совместный труд родителей и детей по уборке листвы на участке

. Цель: сблизить членов семьи в совместной работе.

Консультация «Берегите природу».

Обогатить родителей знаниями экологического направления.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация.

  • «Яблонька», «Косынка для осени».

Рисование.

  • «Осенние листья».
  • «Осень золотая».
  • «Яблоки».
  • «Берёза».

Лепка.

  • «Осеннее дерево».

Самостоятельно-художественная деятельность.

  • «Деревья осенью».
  • «Ветка рябины».

Слушание музыки.

  • П.И. Чайковский «Времена года» (октябрь).
  • А. Вивальди  «Осень».

Пение.

  • «Здравствуй осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина.
  • «Дождик» слова З. Пикулёвой, музыка А. Попляновой.

Досуги и развлечения.

  • «Час загадки».
  • «Осенний праздник».

Совместная деятельность с воспитателем.

  • Создание картины  «Осеннее дерево» из природного материала.

Конкурс совместного рисунка «Что нам осень принесла».

Конкурс поделок «Осеннее ассорти».

Участие в конкурсе осенних поделок.

Физическое развитие

Беседы.

  • «Как одеваться осенью».
  • «Если хочешь быть здоров».

Подвижные игры.

«Листопад».

Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.

«Такой листок лети ко мне».

Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Поймай листок».

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Индивидуальная работа по ФИЗО.

«Пройти по листикам, чётко наступая на выложенную дорожку.

Цель: учить выполнять конкретные задания, сохранять равновесие.

«Метание шишек в дерево».

Цель: развивать меткость, ловкость.

«Запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.

Цель: развивать ловкость, внимание.

Физкультминутки.

  • «Клён», «Листопад», «Грибы».

Пальчиковая гимнастика.

  • «Листья».

Пешие походы в лес вместе с детьми.

 

Результаты проектной деятельности:

  • В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
  • Узнали о пользе деревьев и кустарников;
  • Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Заключительный этап.

  • Выставка поделок с участием родителей - «Осенние истории».
  • Используемая литература.

 

  1. «Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва. Просвещение,1985 год.
  2. «Как знакомить дошкольников с природой» П.Г. Саморукова, Москва. Просвещение, 1980 год.
  3. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду» Н.С. Галицына, Москва «Скрипторий 2003», 2014 год.
  4. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкович «Детство-пресс» Санкт Петербург, 2004 год.
  5. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» Н.Ф. Дик, «Русское слово» Москва, 2006 год.
  6. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.
  7. «Пальчиковая гимнастика» Е.С. Анищенкова, Издательство «Астрель», 2006 год.
  8. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

 

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

 

 

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

А. Барто «Осенью»

В саду пожелтели,

Осыпались клёны,

И только скамейка

Осталась зелёной.

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка

Под голой рябиной...

Летом была она

Автомашиной,

Она самолётом

Красивым была,

Приделали к ней

Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце

Завтра поутру,

Вновь начнут ребята

Шумную игру.

Поплывёт по Каме,

По Волге поплывёт

Украшенный флажками

Зелёный пароход.

 

 

Пословицы про осень

2.  Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

3.  Осень — перемен восемь.

4.  Холоден сентябрь, да сыт.

5.  В сентябре синица просит осень в гости.

6.  В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

7.  В октябре на одном часу и дождь, и снег.

 

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.

(Ветер)

Физкультминутки:

«Клён»

— Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

— Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели…

Конспект занятия в средней группе «Деревья»
Интеграция образовательных областей. Познание, художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально- художественная.
Цели: познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относится к растениям, учить раскрашивать рисунок красками.
Планируемые результаты: умеет поддержать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции при прослушивания стихотворения, владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование. Картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки.
1. Организационный момент.
Воспитатель. - Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? А знаете из чего делают мебель? Конечно из дерева.
Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель бумагу деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.
Послушайте что пишет поэт С. Маршак
Что мы сажаем, Что мы сажаем,
Сажая леса? Сажая леса?
Чащу где бродят Лист, на которой
Барсук и лиса Ложится роса,
Чащу, где белка Воздух для легких,
Скрывает бельчат, И влагу, и тень
Чащу где утром Вот что сажаем
Вороны кричат. В сегодняшний день
2. Ознакомление с названиями деревьев.
Показать картинки с изображением деревьев,
Воспитатель. -Дети закройте глаза, а теперь откройте вот картинки с изображением деревьев назовите мне их.
Дети - Дуб, берёза, ель.
Воспитатель - Правильно назвали молодцы, а сейчас закройте глаза я уберу одну картинку и вы должны угадать какой картинки не хватает.
Дети. - Берёзы.
Воспитатель – Правильно берёзы.
Игра повторяется несколько раз.
3. Игра. Плоды и листья.
-А теперь дети я вам раздам карточки с изображением плодов и их деревьев, и вы должны найти пары картинок.
4. Упражнение. Покажи и назови части дерева.
-На картине дерево, а у дерева есть корни, ствол, ветки, крону листья. Давайте теперь нам Злата покажет где у дерева ствол, листья, корни и т. д.
5. Игра. Один – много
-А сейчас дети мы с вами поиграем в игру, которая называется «Один-много». Я буду называть дерево в единственном числе, а вы – во множественном. (клён - клёны, сосна - сосны, берёза- берёзы, ива- ивы, рябина –рябины .)
6. Упражнение «Какой листик? ».
-Мы сейчас с вами будем называть листья деревьев.
Если лист дуба, то он (какой) - дубовый.
Если лист берёзы, то он - (берёзовый)
Если лист рябины, то он (рябиновый).
Во множественном числе
Листья на клёне - кленовые.
Листья на рябине- рябиновые.
Листья на берёзе- березовые.
Листья на дубе – Дубовые
Во множественном числе в родительном падеже.
Зимой на берёзе нет каких листьев? - Берёзовых. На клёне? - Кленовых. На дубе? – Дубовых. На иве? - Ивовых.
7. Слушание пьесы П. Чайковского (из детского альбома) .С детьми прослушать пьесу описать характер мелодии, темп музыки, придумать танцевальные движения.
8. Раскрашивание листьев.
. -Ребята посмотрите на эти листочки давайте вместе с вами раскрасим эти листочки и сделаем их красивыми
9. Рефлексия.
-Ребята так какие вы деревья знаете.
-Дети, наклеим ваши красивые листочки на один большой лист, создадим коллаж.
Сегодня мы с вами узнали, что нужно беречь деревья нельзя их ломать и нужно сажать новые.

 

 

Наблюдение за яблоней на прогулке в средней группе.

Цель: Расширять знания о деревьях растущих на участке детского сада.

Задачи: Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память.

Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Читаю стихотворение:

С веток яблоки свисают,

Манят взрослых и ребят.

Это плод все люди знают-

Витаминами богат.

Просит яблонька похоже:

"Скушай яблочко моё!"

Ей, так хочется? Ну, что же,

Я порадую её!

А. Штро.

Спрашиваю детей о чём это стихотворение? (ответы детей)

Подходим к яблоне, рассматриваем её.

Рассмотрев яблоню, выясняем, что это - дерево. На нём есть ствол, ветки кора, листья.

Загадываю детям загадку:

Круглое, румяное.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (ответы детей)

Правильно, это яблоко-плод яблони.

Яблоко самый распространённый фрукт, очень полезный, в яблоках много витаминов, полезных веществ, яблоко помогает лечить простуду.

Физминутка.

У дорожки яблонька стоит.

(руки сплетены над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс. (руки над головой, движения вперёд-назад)

Вот и яблочко у нас.

(имитируем руками, что держим яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь.

(соединить запястья, развести ладони)

Ах, какой приятный вкус.

Предлагаю поиграть детям в игру:"Передай яблоко по кругу и назови какое оно. " (румяное, сладкое, сочное, круглое и. т. д.)

С детьми делаем вывод, что яблоня - полезное дерево, его нужно беречь и ухаживать за ним.

В группе  занялись творчеством. Нарисовали  яблоки. Методом обрывания сделали аппликацию " Яблонька".

 

 

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА 
(беседа)

 

Задачи: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Ход занятия

1.Создание и решение проблемной ситуации.

В гости к ребятам приходит Кролик, грустный, и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи и короны. (Показывает план.)

Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич, – это схема дерева, а «корона» – это схема куста.

Кролик спрашивает: «Как вы их различаете деревья и кусты?»

Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов.

2.Игра «Выбери правильно».

К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста – картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.

3. Беседа «Какие растения есть на участке детского сада».

Вопросы:

– Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада?

Дети рассказывают и показывают картинки.

– Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?

– Как вы ухаживаете за растениями на участке?

Кролик. Что это у вас в группе за цветы такие красивые, разного цвета? (Осенние листья в уголке природы.)

Дети отвечают, что это листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.

Кролик читает стихотворение о листьях:

Листики кружатся,

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат,

Тихо шепчут: «Листопад!».

Листопад, листопад,

Засыпает старый сад!

Листья, словно бабочки,

Кружатся, порхают,

И крыльцо, и лавочку

Листья засыпают.

Листопад, листопад

Засыпает старый сад!

5. Игра - имитация «Мы – листики осенние».

Кролик предлагает детям поиграть в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

Слова к игре:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим,    (Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели.  (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали,    (Дети бегают, помахивая листочками,

                                            приседают.)

А потом летать устали!    (Дети приседают на корточки, помахивая

                                            листиками над головой.)

Престал дуть ветерок