Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5342 ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО.

Опубликовано 02.08.2019

Салифанова Ольга Николаевна
г. Ульяновск
МБДОУ д/с №167 "Ладушки"
воспитатель

 

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО.

 

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Механизмы учета особенностей мальчиков

и девочек при организации их деятельности

Девочки

Мальчики

Анатомо - физиологические особенности

Девочки рождаются более зрелыми (обгоняют мальчиков на 3-4 недели в развитии), более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновения. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте часто физически сильнее мальчиков, они старше по биологическому возрасту.

Раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление

Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить, острота слуха до 8 лет выше. Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль своего поведения

Психологический портрет

В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Ребенок интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, поэтому в быту он беспомощен.

Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию

Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» — кукол, украшения — и играют в ограниченном пространстве, в уголке.

Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - назначением, используют обычно по прямому назначению, В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. — и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание

Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее пользу в быту, что подчеркивает направленность интересов на человека

У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в применении лишь по незнанию

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство ребенка с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчики могут приспосабливать игрушку для различных целей, использовать не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом — но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план в большинстве случаев является желательным ограничением их творческой свободы; подойти как можно ближе к образцу кажется вполне достойной целью

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты

Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочки более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят свое место при различных переменах, легче вписываются в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Девочки весьма самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У них чаще наблюдаются повышенный интерес к собственной внешности и яркая реакция на ее оценку другими людьми, результатом которой могут стать различные ложные идеи о своей физической неполноценности

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти особенности могут приводить к нарушениям детьми распорядка, норм поведения

Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как потерпевшая

Мальчики реже апеллируют к старшим, реже жалуются

Девочки склонны верить авторитетам, опираться на авторитет в затруднительных случаях. Они более исполнительны, часто им достаточно просто внушить, что «так надо»

Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно. Они должны сами убедиться в необходимости определенных действий

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Воспитатель видит это по обращенным к нему глазам и, как правило, сразу объясняет все основные способы действий. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого

Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. К тому моменту, когда они достигают пика работоспособности, основные задания уже даны, а потому пропустившие все пояснения мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю и детям. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно.

УЧАСТНИКИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья.

2. Педагогический коллектив детского сада.

3. Окружение ребенка.

1. Рекомендации родителям

- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно очень любить.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, сначала разберите, в чем ее ошибка.

- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение, его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга), мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов, а если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

- Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать, стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

- Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

2. Советы педагогам

- Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).

- Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

- Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

- Используйте чаще разные головоломки для девочек.

- Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

- Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

- Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.

- Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек, возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.

- Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия, держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

3. Организация гендеронаправленной предметно-развивающей среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:

- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «Гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.