КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Старшая группа
Воспитатель: Мустакимова Гузель Седятулловна
г. Ульяновск
МБДОУ № 167 «Ладушки»
ноябрь 2018 г.
Занятие 1.
Домашние животные
Лексическая тема. «Домашние животные».
Предварительная работа.
Прочитать детям рассказы, выучить загадки о домашних животных.
Цель. Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; расширять словарь детей по теме занятия.
Демонстрационный материал. Картинки с домашними животными (корова, кошка, собака, лошадь, коза, овца, свинья) и их детенышами.
Раздаточный материал. Картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5—6 частей.
Ход занятия
Организационный момент Игра «Узнай по описанию»
-Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (Корова.)
-Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (Кошка.)
-Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (Собака.)
-Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами;
перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.)
-Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза.)
-Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами; дает шерсть и мясо. (Овца.)
-Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде — пятачок. (Свинья.)
Основная часть
На доску выставляются картинки с домашними животными.
Игра «Кто как голос подает?»
-Как подает голос корова? (Мычит.)
-Кошка. (Мяукает.)
-Собака. (Лает.)
-Лошадь. (Ржет.)
-Коза и овца. (Блеют.)
-Свинья. (Хрюкает.)
Беседа
-Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
-Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги);есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)
-Где живут эти животные? (Рядом с человеком.) Как называются? (Домашние животные.)
-Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)
-Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, шерсть, молоко. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу.)
Физкультминутка
Игра «Кто как передвигается?» Лошадь, корова, коза, овца, свинья ходят; кошка крадется; собака бегает. Дети имитируют движения животных.
Игра с мячом «Кто у кого?»
У коровы — теленок (телята). У собаки — щенок (щенки). У кошки — котенок (котята). У лошади — жеребенок (жеребята). У козы — козленок (козлята). У овцы — ягненок (ягнята). У свиньи — поросенок (поросята).
Игра «Четвертый лишний»
3 взрослых и 1 детеныш. 3 детеныша и 1 взрослый. 3 животных с ногами и 1 с лапами. 3 картинки с животными и 1 с головой животного.
Игра «Сложи картинку»
У каждого ребенка картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5—6 частей.
Составление рассказа-описания
Составление рассказа о внешнем виде домашнего животного:
«Кошка — домашнее животное. У кошки четыре лапы с когтями, голова, туловище, хвост, уши, глаза, усы, пасть, зубы, язык.Тело кошки покрыто шерстью. Шерсть может быть длинная и короткая; разных цветов. Про кошку есть загадка: часто умывается, а с водой не знается».
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Занятие 2.
Дикие животные
Лексическая тема. «Дикие животные».
Предварительная работа. Прочитать детям рассказы, выучить загадки о диких животных.
Цель. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и называть животных и их детенышей.
Демонстрационный материал. Картинки с дикими животны¬ми (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень), их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст), детенышами; предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед, тра¬ва; куры, зайцы).
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Отгадайте загадки и докажите отгадку словами загадки.
Зимой беленький, Он в берлоге спит зимой
А летом серенький. Под большущею сосной,
Никого не обижает, А когда придет весна,
А всех сам боится. Просыпается от сна.
(Заяц) (Медведь)
Кто зимой холодной Рыжая птичница
Бродит злой, голодный? В курятник пришла,
(Вол к) Всех кур перечла
Кто по елкам ловко скачет С собой унесла.
И взлетает на дубы? (Лиса)
Кто в дупле орехи прячет, Кто на своей голове лес носит? (Олень.)
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Основная часть
Педагог выставляет на доску картинки с дикими животными.
Беседа
-Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
-Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (но¬ги); туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)
-Где живут эти животные? ( В лесу.)
-Как называются? (Дикие животные.)
-Почему? (Сами себе добывают пищу.)
-Как они называются по-другому? (Звери.)
Игра «Кто где живет?»
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинкой с соответствующим животным. Заучивание слов — названий жилищ.
Игра «Кто у кого?»
У лисы — лисенок, лисята. (У медведицы, у волчицы, у зайчихи, у бельчихи, у оленихи.)
На доску выставляются картинки с изображением детенышей диких животных.
Физкультминутка
Игра «Кто как передвигается ?» Заяц и белка прыгают; лиса крадется; волк рыщет; медведь ходит неуклюже, олень быстро бегает. Дети имитируют движения животных.
Игра «Кто что любит?»
На столе педагога картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед; трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту».
Игра «Узнай зверя по описанию»
-Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
-Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
-Серый, злой, голодный. (Волк.)
-Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
-Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
-Кто на своей голове лес носит? (Олень.)
Игра «Четвертый лишний»
По разным признакам. (3 взрослых и 1 детеныш. 3 детеныша и 1 взрослый. 3 животных, передвигающихся по земле, и белка. Медведь, лиса, волк и олень (хищники и травоядные). 3 картинки с животными и 1 картинка с головой животного.)
Составление рассказа-описания
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного:
«Белка — дикое животное. У нее есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, уши, нос, глаза. Она живет в дупле. Белка запасает на зиму грибы, орехи, ягоды. У нее бельчата».
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия
Занятие 3.
Геометрические фигуры
Лексическая тема. «Домашние животные».
Цель. Закреплять знания о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг); познакомить с понятиями «спереди» — «сзади»; учить детей пользоваться соответствующей лексикой для обозначения геометрических фигур и при ориентировании в окружающем.
Демонстрационный материал. Предметные картинки (круглые предметы: солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы; квадратные: печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина; треугольные: часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).
Раздаточный материал. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг); в мешочке 2 треугольника, 3 квадрата, 4 круга; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), разрезанные на 2 части по разным параметрам.
Ход занятия
Организационный момент
У детей геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Дефектолог. Угадайте фигуру по описанию и покажите ее.
-У этой фигуры три угла.
-У этой фигуры нет углов.
-У этой фигуры четыре угла.
Основная часть
Игра «Найди знакомые формы»
На доске демонстрационные картинки: круглые предметы (солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы); квадратные (печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина); треугольные (часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).
У каждого ребенка геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Ребенок должен положить свои геометрические фигуры под картинками соответствующей формы и сказать: «Свой треугольник я кладу под часы. Часы имеют форму треугольника».
Игра «Назови предметы»
Дети должны найти в групповой комнате предметы треугольной, квадратной, круглой формы и назвать их.
Физкультминутка
Дети должны найти в игровой комнате предметы круглой, треугольной, квадратной формы. К предметам круглой формы они должны подойти на пятках; к предметам квадратной формы — подбежать на носочках; к предметам треугольной формы — подбежать на наружных сторонах стоп.
Игра «Чудесный мешочек»
У каждого ребенка мешочек, в котором лежат 2 треугольника, 3 квадрата, 4 круга. Ребенок на ощупь находит все геометрические фигуры определенной формы, выкладывает их перед собой в ряд и проговаривает: «У меня три квадрата и т. д.».
Игра «Сложи фигуру»
У каждого ребенка геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), разрезанные на 2 части по разным параметрам. Ребенок должен сложить фигуры и назвать их.
Игра «Кто за кем?»
Дети строятся в колонну.
Воспитатель . Кто стоит перед Ваней? (Саша.)
-Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани.)
-Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши.)
-Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей.)
(Аналогичная работа с каждым ребенком.)
Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов.
-Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятсяспереди от вас?
-А какие предметы находятся сзади, за вами?
Итог занятия
Занятие 4.
Домашние и дикие животные
Лексическая тема. «Домашние и дикие животные».
Предварительная работа. Выучить с детьми загадки о диких и домашних животных.
Цель. Закреплять умение детей называть и различать диких и домашних животных; составлять рассказ-сравнение по опорным картинкам; воспитывать бережное отношение к животным.
Демонстрационный материал. Картинки с животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья; картинки (дом, лес).
Раздаточный материал. Две картинки с контурными изображениями дикого и домашнего животного, разрезанные на 3—4 части.
Ход занятия
Организационный момент
Дети загадывают друг другу загадки о диких и домашних животных. Педагог выставляет картинки с животными на доску. Основная часть Беседа
-Кто изображен на этих картинках?
-Как их можно назвать одним словом? (Животные.)
-Почему? (Тело покрыто шерстью, у них есть морда, хвост, четыре ноги (лапы).)
-На какие две группы можно разделить эти картинки? (На диких и домашних животных.)
-Какие это животные и почему? (Показ.) (Домашние, так как живут рядом с человеком.)
-Для чего нужны домашние животные? (Они приносят пользу.)
-Какие это животные и почему? (Показ.) (Дикие, так как
живут в лесу и сами добывают себе пишу.)
Игра «Кто где живет?»
Корова — коровник. Собака — конура, будка. Свинья — свинарник. Коза, овца — хлев. Кошка — дома. Белка — дупло. Лиса — нора. Волк — логово. Медведь — берлога. Заяц — под кустом.
Физкультминутка
На доске картинки с изображением дома и леса, в сундучке на столе педагога лежат картинки с животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья). Ребенок достает из сундучка картинку, называет животное, говорит, где оно живет, и, изображая, как животное передвигается, ставит картинку под соответствующую картинку с жилищем.
Игра «Кто что любит?»
Корова — трава, сено. Собака — кость. Свинья — пищевые отходы. Коза, овца — сено, трава. Кошка — рыба, молоко. Белка — орехи, ягоды, грибы. Лиса — куры. Волк — зайцы. Медведь — мед, рыба, малина. Заяц — морковка, капуста.
Игра «Четвертый лишний»
3 диких животных и 1 домашнее животное. 3 домашних и 1 дикое. 3 хищника и 1 травоядное животное. 3 травоядных животных и 1 хищник. 3 детеныша и 1 взрослое животное. 3 взрослых животных и 1 детеныш.
Игра «Сложи картинки»
У каждого ребенка две картинки с контурными изображениями дикого и домашнего животного, разрезанные на 3—4 части. Дети собирают картинки.
Игра «Найди сходство и различия»
Дети сравнивают собаку и волка (по демонстрационным картинкам):
«Это собака и волк. Собака — домашнее животное, волк — дикое. У них есть голова, туловище, лапы с когтями, хвост, глаза, нос. Волк крупнее собаки, у собаки хвост крючком поднят вверх, у волка — опущен вниз. Собака питается костями, волк ловит зайцев. Собака живет в конуре, волк — в логове. У собаки щенки, у волчицы — волчата».
Составление рассказа-сравнения
Дети составляют рассказ-сравнение дикого и домашнего животного по собранным картинкам.
Итог занятия
Занятие 5.
Цвет предметов
Лексическая тема. «Домашние и дикие животные».
Цель. Упражнять детей в различении и назывании цветов (фиолетовый, синий, красный); закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между» и умение обозначать словами эти понятия.
Демонстрационный материал. Сюжетная картинка (2 корзины: в одной корзине 3 котенка, 2 котенка между корзинами; все котята разных цветов).
Раздаточный материал. 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная); красное и синее платья для Лисы и Кошки (сказочные персонажи) и красные, синие, фиолетовые кармашки к ним.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Назовите предметы синего (красного) цвета». Основная часть Работа с раздаточным материалом
У каждого ребенка на столе 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная). Группировка по цвету.
-Покажите полоски красного цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос.) (Уменя красная полоска.)
-Покажите полоску синего цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос.) (У меня полоска синего цвета.)
-Покажите полоску, которая осталась. Эта полоска фиолетового цвета.
Заучивание слова «фиолетовый».
Игра «Подбери кармашек»
Дети подбирают кармашки к платьям Лисы и Кошки по цвету.
Физкультминутка
На полу мелом нарисованы два круга. По сигналу воспитателя: «Внутрь!» дети должны вбежать внутрь круга, на сигнал: «Между!» — присесть между кругами; на сигнал «Снаружи!» — выбежать за пределы кругов.
Игра «Снаружи, внутри, около, между»
На доске сюжетная картинка: 2 корзины, в одной корзине 3 котенка, 2 котенка между корзинами; все котята разных цветов. Дети должны рассказать, где какой котенок находится, используя слова: «снаружи», «внутри», «около», «между».
Беседа о диких и домашних животных
-Какие животные могут жить около человека?
-Какое животное живет внутри хлева (конюшни, свинарника, будки)?
-Какое животное может сидеть около конуры?
-Какое животное может пастись на лугу между лесом и речкой?
-Какое дикое животное может забраться внутрь курятника и воровать кур?
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.