Сироткина Ирина Анатольевна, воспитатель
ЯНАО, Тюменская область, город Новый Уренгой
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонёк»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ёжик в саду»
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать знакомить детей с правилами построения рассказа цепной структуры
Задачи:
учить анализировать текст помощью вопросов и ответов;
передавать содержание текста связно, последовательно, без помощи вопросов педагога;
расширять и уточнять словарь детей по теме Осень;
развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей,
воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
Предметные картинки – лес, еж, сад, иголки, яблоки, норка, зима; стрелки; пазлы.
Ход деятельности.
Дети стоят в кругу. Воспитатель передаёт детям «Хорошее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке). Воспитатель читает стихотворение:
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай! (Татьяна Бокова)
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Правильно! А давайте с вами вспомним, о чем там говорилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А что происходит с животными в лесу осенью?
Дети: Животные делают запасы на зиму.
Воспитатель: Правильно, Молодцы! Отгадайте мою загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
Дети: Это ёжик!
Воспитатель: Ребята, я и сама не знаю ответ. Чтобы узнать правильный ответ – давайте соберем пазлы, которые лежат у вас на столах.
Дети подходят к столу и собирают пазлы.
Воспитатель: Молодцы! У нас получился ёжик! Именно он и будет героем рассказа который я для вас подготовила! Слушайте внимательно.
Воспитатель читает рассказ.
«В лесу жил ежик. Еж однажды пришёл в сад. В саду ёж нашёл яблоки. Яблоки ежик наколол на иголки. На иголках отнёс в свою норку. В норке запасливый ежик подготовился к зиме».
Воспитатель: Ребята, где жил герой нашего рассказа?
Дети: Ёжик жил в лесу.
Воспитатель: Куда ёжик пришел ?
Дети: Ежик пришел в сад.
Воспитатель: В саду ежик нашел что?
Дети: В саду ежик нашел яблоки!
Воспитатель: Что ежик сделал с яблоками ?
Дети: Ежик наколол яблоки на иголки.
Воспитатель: Куда на иголках ёжик понес яблоки?
Дети: Ёжик понес яблоки в нору.
Воспитатель: В норе запасливый ежик подготовился к чему?
Дети: В норе запасливый ежик подготовился к зиме.
Воспитатель:
Физическая минутка:(2 раза)
Ежик раньше всех проснулся,
Улыбнулся, потянулся, (Руки подняли вверх).
По грибы еж спозаранку
Торопился на полянку. (Ходьба на месте).
Еж запасливый дружок,
С ним всегда был кузовок,
Яблоки, грибы в корзину (Собирает яблоки).
Ежик собирал на зиму.
Воспитатель вывешивает на панно картинки.
Воспитатель: Ребята, давайте расположим картинки так, как говориться в нашем рассказе. Одинаковые картинки помогут нам понять, чем заканчивается предложение, и с какого слова начинается новое. Картинки связывают отдельные предложения в единое целое рассказ.
Воспитатель вместе с детьми вешает картинки в соответствии с последовательностью рассказа, проговаривая каждое получившееся предложение вместе с детьми.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами составить рассказ. Картинки на ковре вам помогут.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель. Ребята, давайте придумаем нашему рассказу название!
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вам понравился герой нашего рассказа?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам картинки с нашим ёжиком и раскрасьте их в группе!