Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5368 Беседа как метод экологического воспитания детей

Опубликовано 25.08.2019

Романова Яна Александровна
МБДОУ детский сад №138, г.Иркутск
Воспитатель


Беседа как метод экологического воспитания детей.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы личностной культуры – это и есть этап становления личности. По моему мнению, одним из этапов становления личности является экологическое воспитание, главная цель которого включает в себя формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

         Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из наиболее значимых направлений дошкольного образования.  Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

В системе экологической работы с детьми большое значение имеют словесные методы. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. К словесным методам отнесем такие методы как: беседа с детьми; рассказ воспитателя (в целях первичного ознакомления детей с объектами, предме­тами и явлениями природы); использование художественной литературы (в помощь воспитателю). 

Метод проведения экологической беседы является ценным методом уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. В каждой беседе решается задача развития речи детей.

         Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Исходя, из дидактических задач выделяют такие беседы как:

-Предварительная или вводная беседа (установочная). Используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Вводная беседа должна быть короткой, ее проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.

-Сопровождающая беседа (эвристическая). Является самой распространенной и применяемой во всех группах, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.

-Итоговая беседа. Считается наиболее трудной, ее принято называть обобщающей.Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Такие беседы по содержанию могут быть разного уровня:

1. беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и другое);

2. беседы, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

         Беседу можно проводить в любое время деятельности: на занятиях, в свободное время, на прогулке. Для ее проведения можно использовать целый комплекс следующих методов: игры, обсуждение жизненных ситуаций, чтение отрывков произведений писателей-натуралистов, музыки, репродукций произведений живописи, обсуждение проблемных вопросов, загадывание и разгадывание загадок. Беседа может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 человек), так как в этом случае все дети могут принять участие в диалоге.

         Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

         Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах -- на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

         Наглядным материалом в беседе могут служить не только картины, но и модели.