Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 116
«Детский сад комбинированного вида»
Проект по теме: «Математика в сказке»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Авторы разработчики:
Кротова Н.Н.
Кемерово 2018
Проект по ФЭМП «Математика в сказке» в средней группе
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность.
Задачи:
• Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»
• Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, а также овале
• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку;
• Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно- исследовательский.
Сроки проведения проекта: 2 недели.
Актуальность:
Показать значимость математики в жизни человека.
С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о цифрах и фигурах. У дошкольников недостаточно сформировано умение соотносить реальное количество предметов с цифрой. Я считаю, что проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. Данный проект направлен на привитие интереса к математике, так как она является «Царицей наук».
Планируемые результаты:
У детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений; речь детей активизируется, появляется больший интерес к занятиям по математике, развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей.
Реализация проекта «Математика в сказке»
Образовательная область |
Занятия |
Работа с родителями |
Речь и речевое развитие |
1.Рассказывание сказки по алгоритму «Репка», «Теремок». (Приложение 1) 2. Разучивание скороговорок 3. Разучивание стихов про цифры.
|
Консультация для родителей «Как развить у дошкольника интерес к математике».
|
Изодеятельнось и дизайн. |
1.Проведение занятия по аппликации «Дом» из геометрических фигур Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, счет до 5.(Приложение 2) 2.Лепка: Цифры. 3.Рисование «Ракета» |
Помощь в подборе материала |
Учебная деятельность |
Занятие по математике: 1.Тема: Закрепить цифру 4 Учить соотносить цифру 4, как с символом обозначающий 4 предмета. Закрепить понятия «право», «лево», знания о геометрических фигурах. 2.Тема: Цифра 5. Закрепить название и количество времен года и частей суток, закрепить умение выделять предметы по характерным признакам и свойствам и объединять их в группы. (Приложение 3) |
Консультация для родителей «Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?» (Приложение 7)
|
Игровая деятельность, |
1.Развивающее лото «цветные фигуры» 2.Игра-малышка «цифры» (Приложение 3) 3.Настольная игра-ходилка 4.Настольная игра «Веселые цифры» 5.Игра «цвет», игра «фигуры». |
Консультация для родителей « Учим математику дома» |
Художественная литература |
1.Чтение математических сказок (Приложение 4) 2. Загадки по сказкам 3.Загатки о геометрических фигурах 4.Чтение сказки «Теремок» Цель: Повторить сюжет сказки, последовательность появления персонажей с целью подготовки и распределение ролей для постановки кукольного театра
|
Помощь в подборки загадок о цифрах |
Соц. Коммуникативное развитие |
Драматизация сказок: «Три поросенка», «Теремок» (Приложение 5), « Репка». Вспоминаем сказку «Теремок» Цель: Повторить сюжет сказки, последовательность появления персонажей с целью, как подготовка к занятию по математике. |
Индивидуальные беседы с родителями на тему: Время суток. Посоветовать родителям, чтобы дома обращали внимание детей на смену времени суток, когда бывает утро, день, вечер и ночь. |
Физическое развитие |
1.Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости «Мы веселые ребята» (Приложение6) 2.Подвижные игры на ориентировку в пространстве. «Где звенит?» 3.Разучивание физминуток.
|
Помощь в подборке считалок |
Трудовое развитие |
Изготовление карточек-заместителей |
Помощь в создание д/и игр по теме проекта |
Методическая литература:
1.Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. О. А. Шиян
2.Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада Н. Ф. Губанова
3.Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа Т. С. Комарова
4.Математика для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.
5.Математика для детей4-5 лет. Е. В. Колесникова.
6.Формирование элементарных математических представлений средняя группа И. А. Помораева, В. А. Позина
7.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Приложение 1
Конспект организованной образовательной деятельности
на тему: «В поисках зверят из сказки «Теремок».
Цель: Развитие двигательной активности, словарного запаса, мелкой моторики.
Задачи: Формирование коммуникативных навыков.
-Повторение любимой сказки детей, закрепление знаний про животных;
-Развитие речи, внимания и воображения.
-Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
-Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.
Материал и оборудование: мягкие игрушки: лягушка, лиса, заяц, волк, медведь; удочки, таз, цветные крышки и ведра, разрезные картинки «Лисичка-Сестричка», мягкие модули.
Ход. детям в группу приходит мышка и плачет.
В.: Что случилось?
М. Жили мы в теремке, жили - не тужили, пришел медведь и сломал теремок. Все мои друзья испугались и разбежались, с кем я буду новый теремок строить?
В.: Что же делать? Как быть?
Д.: Помочь мышке найти друзей.
В.: Давайте вспомним, кто жил в теремке.
Д.: Лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь.
В.: Не переживай мышка, мы поможем тебе найти зверей.
Путь предстоит не близкий, все готовы?
На чем мы можем отправиться в путь? (на самолете, на машине, на поезде)
в дорогу отправляемся на поезде.
Ту-ту, Ту-ту, Ту-ту
Я буду паровозом, а вы вагончики, все сели, поехали!
Вот поезд наш едет, колеса стучат
А в поезде нашем ребята сидят
Чух-Чух-Чух гудит паровоз на помощь зверушкам ребят он повез.
Остановка (стоит таз с водой, сачком вылавливают игрушки и находят лягушку).
Отправляемся дальше.
Ту-ту-ту
Загудел паровоз и вагончики повез
Чух-Чух-ту-ту я далеко ухожу.
Остановка. Сидит зайка на пеньке и плачет.
Заичик: Мы играли с зайчатами в мозаику и всю раскидали по полянке, а потом все убежали, собирать никто не захотел, а мне одному не справиться.
Игра: Собираем крышки по цвету в разные ведерки. (берем зайца с собой)
В.: Едем дальше.
Остановка. На поляне лежат картинки.
В.: Кто их здесь оставил? Как нам быть?
Дети: Давайте их соберем и узнаем кто тут был. (лисичка-сестричка)
п/ г «Хитрая лисичка».
Разминаем пальчики: раз, два, три! ( Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу.
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри
Вот бежит лисичка, раз, два, три! Выражение лица очень хитрое)
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! ( Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час! (берем лису с собой)
В.: Паровоз, паровоз новенький, блестящий,
он вагоны повез словно настоящий.
Кто едет в поезде детки и зверушки.
Чух-Чух-Чух
Остановка. Игра с волком «Парашют». Едут дальше, берут волка с собой.
Остановка. На поляне сидит медведь, перед ним лежат модули.
М.: Куда вы пропали? Я все приготовил, давайте построим все вместе новый теремок.
Звери: Спасибо ребята за помощь. Угощают ребят «Вкусным компотом» .
В.: Нам пора возвращаться на участок.
Дети, где мы с вами были? Кому помогли? Что вам больше всего понравилось?
Приложение 2
Конспект занятия «Мой дом» аппликация в средней группе
Цель: Учить создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Из геометрических фигур создать несложную композицию. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур
Материалы: клей, кисти, клеенка, половина альбомного листа, прямоугольники и треугольники цветной бумаги и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыши.
Ход ОД
Мой дом.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома — голубой.
Заходите смело в дом!
— Приглашаете?
Войдём!
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о домах. Какие дома вы знаете?
Ответы детей: Большие и маленькие, кирпичные и деревянные.
Воспитатель: А вот отгадайте загадку?
Средь облаков на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строитель)
Воспитатель: А кто строит дома?
Ответы детей: Строители.
Воспитатель: А давайте поговорим о строителях. Что делают строители?
Дети: Строят дома, больницы, детские сады, магазины.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете люди каких профессий строят дома?
Дети: Маляры, каменщики, крановщики, плотники.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Правильно. Маляры красят дома, каменщики делают окна, полы, подоконники, крановщики работают на подъёмном кране, поднимают грузы.
Воспитатель: Все люди, которые строят дома называют строителями. А вы хотите стать строителями.
Ответы детей: Да
Воспитатель: Давайте, ребята, пройдём за столы, а Буратино пойдёт с нами и будет смотреть нас.
Физкультурная пауза.
Целый день тук да тук. Кулачок об кулачок.
Раздаётся громкий стук. Руки в стороны.
Строим дом, дом большой. Руки вверх.
И с крылечком и с окном. Руки перед грудью.
Разукрасим мы дом. Красим руками.
На верху флажок прибьём. Флажок из пальцев.
Будут жить в доме том. Показ Зайка с мишкой и котом.
Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)
Строим, строим новый дом. (Пилим)
Ты пила пили быстрей.
Строим домик для друзей.
Рассматривание дома.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какой можно сделать дом из бумаги. Я показываю образец. Дети рассматривают образец, разделяя на составные части: крыша, окна, двери.
Я предлагает детям подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объясняю. Напоминает правила наклеивания: «Сначала наклеиваем прямоугольник – дом, затем разложим окна, крышу, двери. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем полоску клеем (обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям). Положим кисть, взяли полоску обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать салфеткой, промокнув лишний клей».
Приложение 3
Конспект открытого занятия по математике «математика в сказке»
Программные задачи:
Закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг,
Изучение нового материала: фигура овал.
Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги: в середине, слева, справа, вверху, внизу.
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Демонстрационный материал: теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, , числовые карточки от 1 до 5, , , , круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Раздаточный материал: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, лист бумаги, карточки с изображением предметов в разном количестве, карточки с цифрами, карандаши.
Ход занятия
1. Разминка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
2. Формирование мотивационной основы.
– Ребята, вы любите сказки?
Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.
Воспитатель рассказывает:
– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
3. Повторение изученного ранее материала.
Задание №1.
Расставьте цифры по порядку (1-5) (один реб. у мольберта, остальные за столом.)
Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.
Воспитатель:
– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
4. Закрепление изученного.
Задание №2
У вас на подносах набор цифр от 1 до 5 и карточки с изображением предметов в разном количестве. Вам необходимо рядом с карточкой с цифрой поставить карточку с соответствующим количеством предметов .
Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.
Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:
“Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
5.Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
6. Повторение изученного ранее материала.
Задание №3.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь я вам загадаю загадки, а вы попробуйте угадать геометрические фигуры (дети называют и показывают фигуры из картона, которые лежат перед ними). Выкладываем фигуры на листе бумаги по заданию воспитателя.( в середине, под .., с лева от .., с права от…, над.. )
- Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
- На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
- Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
- Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник
Стал квадрат… (прямоугольник)
5 Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежала к теремку Лисичка – Сестричка. Остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
7. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.
Задание №4. «Закрась бусы»
8.Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5(разгибаем пальцы по одному)
Вышли пальчики гулять (сжимаем, разжимаем пальцы)
1,2,3,4,5(загибаем пальцы по одному)
Спрятались опять (сжимаем в кулаки)
Воспитатель: Посмотрите, перед вами на подносах лежат листочки, на которых нарисована ниточка и бусинки, вам нужно закрасить столько бусинок, сколько пальце на одной руке. Возьмите карандаш и закрасьте.
Воспитатель обращается к детям и по очереди спрашивает сколько нужно закрасить бусинок?
Молодцы, справились и с этим заданием, двери волшебного теремка открылись для лисички. Вошла лисичка, и стал в нем жить.
Прибежал к Теремку Волчок – серый бочок, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”
– Я Мышка – Норушка!
– Я Лягушка – Квакушка!
– Я Зайчик – Побегайчик!
– Я! Лисичка – Сестричка А ты кто?
– А я, Волчок – серый бочок пустите к себе жить.
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Задание №5.
Ответьте на вопросы:
– Сколько зверей в теремке?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после лягушки?
– Кто прибежал перед лисой?
Дверь теремка и открылась для волка Стали звери дружно жить да поживать.
9.. Итог занятия.
– Сколько героев в этой сказке?
– Кто помог зверям попасть в теремок?
– Конечно же, вы и ваши знания!
– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?
Молодцы ребята, а наше занятие окончено!