Прокопова Мария Валерьевна
воспитатель
ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение "Детский сад "Родничок", г. Новокуйбышевск
Консультация для родителей "Занимательные игры для детей старшего дошкольного возраста"
Быть внимательным и сосредоточенным – один из главных навыков, которые пригодятся в школе. Ребёнок может быть очень развит интеллектуально, но при этом не справляться с заданиями из-за рассеянности. Тренировать этот важный навык можно постоянно – как в учебной, так и в игровой форме. Чтобы помочь ребёнку подготовиться к школе, развить память, внимание и логику можно использовать следующие игры.
«Поймай хлопком»
Взрослый говорит ребёнку различные слова, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит название животного. Все слова нужно стараться произносить с одной интонацией. Можно усложнить игру – например, услышав название животного, ребёнок хлопает в ладоши, а услышав название растения, подпрыгивает на месте.
«Геометрические фигуры»
Показать ребёнку картинку, на которой не полностью нарисованы круг, квадрат, треугольник, и попросить закончить рисунок, а потом назвать, какая геометрическая фигура получилась.
«Игры на развитие внимания»
Предложить ребёнку картинку с изображением геометрических фигур, например, десять кружков. Сказать отчётливо: «Заштрихуй, пожалуйста, синим цветом второй и восьмой кружки». Если ребёнок не понял задание и переспрашивает, попросить его сделать так, как он понял. Если ребёнок хорошо справляется, задание можно постепенно усложнять.
Предложить ребёнку зачеркнуть все буквы «о», буквы «а» – подчеркнуть в какой-то выбранной фразе.
Попросить ребёнка найти различия между картинками.
Предложить ребёнку посидеть тихо и посчитать все шумы, которые он слышит – пение птиц, шум автомобиля и так далее. Эту игру можно провести как соревнование – кто больше услышит.
«Найди окружность»
Попросить ребёнка внимательно осмотреться и назвать все предметы, которые имеют в основании окружность – циферблат, цветочный горшок, блюдце и так далее. Как вариант – искать предметы одного и того же цвета, размера.
«Объём памяти»
Заранее подготовить рисунок – большой квадрат, а в нём несколько жирных точек (например, посередине, в верхнем правом и верхнем левом углах), причём точка, которая в центре, обведена маленьким кружком. Дать ребёнку в течение 1 – 2 секунд посмотреть на квадрат, а потом, убрав изображение, попросить повторить рисунок. Можно подготовить сразу 5 – 6 квадратов с рисунками разной степени сложности. Обязательно отметить и похвалить тот рисунок, который окажется ближе всего к оригиналу.
«Что пропало?»
Разложить на столе 7 – 10 маленьких игрушек или картинок с изображением разных предметов и на десять секунд показать ребёнку. Попросив его закрыть глаза, спрятать одну игрушку (картинку). Задача ребёнка – угадать, что пропало. Поменяв местами две любые игрушки (картинки), снова показать на десять секунд. Предложить ребёнку определить, что изменилось.
«Что здесь лишнее?»
Предложить ребёнку ряд картинок, среди которых одна будет лишней. Пусть ребёнок отыщет её и скажет, чем она отличается от других. Можно предлагать, как простой ряд (ботинки, туфли, сапоги, брюки), так и посложнее (три разных лиственных дерева и одну ёлку) или сложный (две синих снежинки, синий воздушный шар, белая снежинка – объяснить ребёнку, что в этом случае есть два возможных правильных ответа).
«Опиши игрушку»
Предложить ребёнку в течение 1 – 2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложить ребёнку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
«Отгадай, что это?»
Взрослый описывает ребёнку что-то, находящееся в комнате. (Например: «Я вижу что-то рыжее, пушистое, с длинным хвостом…»). Задача ребёнка – понять, о чём говорит взрослый. Можно подбирать уровень сложности, перейдя к описанию вещей, которых нет в зоне видимости. («Что-то мягкое, белое, пушистое плывёт по небу»). Такая игра хорошо влияет на развитие логики, а главное, в неё можно играть практически где угодно.
«Идём по лабиринту»
Дети очень любят лабиринты. Они чувствуют себя победителями, когда им удаётся провести героя в пункт назначения. Можно самим рисовать лабиринты для ребёнка.
Ребёнку может наскучить подолгу сидеть над одним заданием. Поэтому надо стараться сделать из каждой задачки игру или сказку, хвалить за сообразительность, предлагать сделать что-то наперегонки. Всё это будет стимулировать ребёнка прикладывать к выполнению задания как можно больше сил и внимания.