Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5380 «Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста».

Опубликовано 31.08.2019


Рогова Надежда Викторовна
МБДОУ - детский сад № 76  г. Екатеринбург

Воспитатель

«Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста».

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть вас! Сегодня я представлю свой опыт работы по использованию интереснейшей и увлекательной педагогической технологии коллекционирование.

Актуальность.

Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения связной речи дошкольников и развития познавательной активности.

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

А что такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов.

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

Цель: развитие связной речи и познавательной активности детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

*создать развивающюю предметную среду для коммуникативно-личностного развития детей;

* развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка в процессе коллекционирования;

*разработать содержание детских коллекций;

В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?

Для детей:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • приобретение опыта публичных выступлений;
  • формирование ответственности;
  • развитие инициативности;
  • возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
  • овладение новыми способами действий;
  • приобретение опыта коллективной деятельности;
  • развитие вопросительности;
  • стимул самостоятельного поиска нового.

Для педагога:

  • способ поддержки детских инициатив;
  • создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
  • способствование активизации детской речи;
  • способ сплочения группы;
  • возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
  • возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
  • возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

  • возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
  • увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
  • способ участия в реализации образовательной программы.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно:

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;

- собирается материал для коллекции;

- принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;

- предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы; разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

Коллекции в группе нескольких видов:

- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.

Инициатором групповых коллекций выступает на первичном этапе педагог, взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно - тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.

- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.

- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Требования к сбору коллекций:

- собирать коллекции целесообразнее совместно с взрослыми, которые могут оказать помощь при оформлении, дать совет по содержанию, и развивающей направленности экспонатов;

- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;

- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.;

- каждый образец пронумеровать, приложить список экспонатов.

Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и взрослых это: 
▪ киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц; 
▪ нумизматика - коллекционирование монет;
▪ филокартистика - коллекция открыток; 
▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток; 
▪ фалеристика – коллекция значков;
▪ бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.

Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную); подгрупповую (небольшими группами по интересам); индивидуальную), направленные на развитие их активности и самостоятельности. В процессе игры с материалами коллекций  дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.

Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.

Например, конфетные обертки – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный интерес.

Рассказала о своем детском увлечении. (собирала фантики от конфет) Обратила внимание детей, что конфеты могут быть с одним названием, но разные кондитерские фабрики и наоборот. Вспомнили игру «Фанты», дети в неё играют с большим удовольствием. В группе появилась коллективная коллекция конфетных оберток (ксерофилия).

Изучая с детьми тему «Одежда», принесла образцы разных тканей (шерстяную, шелковую, фланелевую), рассказала о назначении ткани. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная, пальтовая. Рассматривая одежду, обратила внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? (пуговица, булавка, шнурок и т. д.).

Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц. На следующий день, дети принесли пуговицы. Так мы начали собирать коллекцию пуговиц. 
Этот материал я использую в игровой деятельности: Дидактические игры -

они направлены на развитие связной речи: «Какая?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Пуговица какая? – большая, маленькая, металлическая, пластмассовая, деревянная, красная. Игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету» и др.

«Что могут делать?» (лего человечки) Цель: обогащение речи глаголами.

«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. «Слова-товарищи» Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребёнку: эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же.

Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок рассказывает о предмете (какой и как с ним можно играть). Еще дети придумывают истории, которые могли произойти с животными или человечками. Вся эта работа способствует развитию познавательного интереса, связному речевому высказыванию.

Еще одна коллекция в нашей группе появилась так. Однажды на территории детского сада дети нашли камешек похожий на сердце. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску, форму. Обыкновенный камень вызвал большой интерес у ребят. Собиранием камней дети очень увлеклись, а так же их родители. Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней.

Собирая эту коллекцию, мы с детьми обсуждали, где был найден предмет, чем он их заинтересовал, на что похож. Предложила детям рассказать о своих находках другим детям, в итоге получился описательный рассказ.

В нашей группе есть дети, которые уже самостоятельно занимаются коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций, для детей МБДОУ.

Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

  Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и  в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены  консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Вскоре и   родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. В группе появились новые коллективные коллекции: бумаги, открыток, ткани, машинки и др. А так же индивидуальные коллекции.

У нас в детском саду прошла «Встреча коллекционеров», где ребята с большим интересом представляли свои коллекции. Был организован просмотр коллекций в каждой группе. Показывая свою коллекцию друзьям, дети, обменивались с ними интересным экспонатами, общались. Они пришли с выставки, воодушевленные новыми идеями и бурно обсуждали увиденное.

В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:

- Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.

- Социальная: взаимодействовать друг с другом.

- Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.

- Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали и т.д.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.