МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
|
Мастер класс
«Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы»
в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Педагог: Бажина Лариса Николаевна
воспитатель старшей группы
комбинированной направленности для детей с ТНР
г. Челябинск 2019 г.
Тема: «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Цель: предоставление педагогам ДОУ опыта использования дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР.
Задачи: познакомить с дидактическим пособием «Фонематические шахматы», научить применять полученные знания в практической деятельности, повысить уровень мастерства педагогов.
Оснащение: магнитная доска «Фонематические шахматы», карточки с буквами, специальные разноцветные смайлики.
План:
Организация педагогов
Введение в тему
Презентация опыта
Моделирование
Рефлексия
Ход мастер – класса
Этап |
Цель. Задачи. |
Деятельность педагога-мастера |
Организационный |
Цель для педагога: подготовить всех участников мастер-класса к продуктивной работе. Задачи для педагога: установить контакт с участниками мастер-класса; создать положительный эмоциональный настрой для работы. Цель для слушателей: готовность слушателей и быстрое включение в деловой ритм.
|
- Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочу начать со стихотворения:
Игра - веселье, время провожденье - Так склонны взрослые порой, увы, считать. Но для детей весь смысл игры - ученье, Как в этой жизни можно выживать. Все, что в ребенка природа заложила, Он учится использовать в игре; Все, что дремало, набирает силу, Готовясь к взрослой непростой поре.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой обучающий материал. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся увлекательным занятием.
|
Введение в тему |
Цель для педагога: углубить знания участников мастер-класса в теоретических вопросах использования дидактического пособия «Фонематические шахматы». Задачи для педагога: определить цель и задачи занятия; представить актуальность выбранной темы. Цель для слушателей: повысить теоретический уровень в вопросе применения дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми ТНР.
|
В нашем детском саду с сентября 2018 года функционируют 2 группы комбинированной направленности для детей с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста. Я работаю в комбинированной группе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. При открытии данной группы нами была обновлена развивающая предметно-пространственная среда с учетом интеграции воспитанников с ТНР в среду нормально развивающихся сверстников. Особенное внимание уделено формированию речевой микросреды группы – это коррекционный уголок, дидактический и наглядный материал. При подборе пособий мы для себя открыли дидактическое пособие «Фонематические шахматы». Основные задачи данного пособия это: развитие памяти, зрительного и слухового внимания, профилактика дисграфии и дислексии, развитие фонематического слуха, пространственной ориентировки на листе бумаги и развитие связной речи. Для достижения задач разработаны 71 карточки с буквами, чтобы составлять слова и делать их звуковой анализ и одна пустая карточка, на которой, например, можно написать любую букву. А также специальные разноцветные смайлики, которые помогают превратить фонетический разбор даже самого сложного слова в увлекательную игру — по 10 штук красного, синего и зелёного цвета. Карточки нами используются и просто как магнитная азбука. Удачно подобраны цвета – гласные-красные, согласные-черные, что помогает ребятам составлять слова и обозначать гласные, звонкие и глухие согласные. Пособие представляет собой шахматное поле с 64 шахматными клетками в виде цифрового ряда по горизонтали и буквенного ряда по вертикали также имеются 2 пустые горизонтальные строчки для составления слов. К пособию прилагается методическое руководство по использованию магнитной доски «Фонетические шахматы» с играми «от простого к сложному». В процессе использования «Фонематических шахмат» мы открыли для себя большой потенциал и многофункциональность данного пособия и разработали собственные дидактические игры. |
Презентация педагогического опыта |
Цель для педагога: познакомить участников мастер-класса с опытом работы по теме «Использование дидактического пособия «Фонематические шахматы» в коррекционной работе с детьми с ТНР». Задачи для педагога: стимулировать познавательный интерес участников мастер-класса к изучению данного опыта. Цель для слушателей: углубить свои знания о методических приёмах использования дидактических игр с помощью «Фонематических шахмат»; получить представления о применении некоторых приёмах в практической деятельности с детьми ТНР.
|
Применение системы дидактических игр с использованием данного магнитного пособия позволяет мне проводить не только коррекцию речи, но и весело, радостно, без принуждения решать образовательные задачи по всем образовательным областям. Дидактическое пособие «Фонематические шахматы» многофункционально, оно может быть направлено на решение различных воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обеспечивает всестороннее развитие детей, которое особенно необходимо детям с нарушениями речи. В процессе игры у детей активизируется мыслительная деятельность, внимание, умение ориентироваться на шахматной доске по цифровому и буквенному обозначению её полей, горизонталей, вертикалей и диагоналей. Прежде всего на начальном этапе знакомства детей с «Фонематическими шахматами» мною использовались дидактические игры: «Какая буква живет в квадрате». Взрослый называет: "А3". А затем спрашивает: «Какая буква живет в этом квадратике?» дети должны ответить: «М» и так далее. «Какая буква живет в моем квадрате? Найди такую же». Взрослый называет квадрат, например: А7. Ребенок говорит, какая буква в этом квадрате живет, находит среди магнитных карточек такую же и ставит её внизу на линеечку. (Внимание! Взрослый называет букву звуком: например квадрат Б 1 не (БЭ), В 3 (не ВЭ). Далее необходимо познакомить детей понятиями "Гласный звук" и "Согласный звук". Детям можно рассказать сказку о звуках. Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э», а вместе их называли «Гласные звуки». У Гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - Согласным - захотелось. «П-П-П»,- запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь». «Т-Т-Т», - застучал звук «Т». Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал: «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит». «К-К-К,» - закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку. «Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук «А», - Мы, Гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали Согласные звуки. С тех пор стали крепко дружить Гласные и Согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Объясните детям, что гласных звуков шесть: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э». Эти звуки можно долго петь: «АААААААААААААА, ООООООО»,- и так далее. Воздух выходит свободно и не встречает преграду на своем пути. Пропойте с ребенком гласные звуки протяжно: « ААААААА»,- и кратко: « А, А, А». И снова протяжно и кратко: «ААААА, А, АААААААА, А...». И так со всеми гласными. Гласные звуки мы будем обозначать красным смайликом-кружочком. Для закрепления материала взрослый называет любой из шести гласных звуков, ребенок находит его на поле и ставит на него смайлик. Далее знакомим с согласными звуками: «П», «М» и т.д. Взрослый объясняет ребятам, почему согласные звуки не поются: воздух встречает преграду на своем пути. Например, когда мы произносим звук "П", воздуху мешают наши губы. Когда произносим "Л", язык упирается в верхние зубы и т.д. Ребята могут произносить согласные звуки и находить, что именно мешает воздуху свободно двигаться в каждом конкретном случае. |
Моделирование |
Цель для педагога: организовать моделирование занятия с применением некоторых методических приёмов использования дидактических игр. Задачи для педагога: создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса в процессе моделирования. Цель для слушателей: умение применить дидактическое пособие в практической деятельности
|
Все мы с вами прекрасно знаем понятия «Гласный звук», «Согласный твердый звук», «Согласный мягкий звук» и я предлагаю нам поиграть в игру «Шифровщики». Взрослый называет ходы, так, чтобы получилось слово, дети говорят, какое слово получилось, выкладывают это слово на верхней полоске, а внизу шифруют слово разноцветными смайликами. Например: - Квадрат А3/ квадрат Д7/ квадрат Б5. Какое слово получилось? - Дом. - Выложите это слово буквами. В слове «дом» какой первый звук? Он твердый или мягкий? - Твердый. - Какого цвета смайлик мы возьмем? - Синего. - Почему? - В этом слове звук «Д» произносится твердо. - Какой второй звук? - «О». - Какой это звук? - Гласный. - Какого цвета возьмем смайлик? - Красный. - Почему? - Звук «О» гласный, воздух не встречает преграду на своем пути. - Назовите третий звук в слове. - «М». - Какой это звук? - Согласный, твердый, возьмем смайлик синего цвета. Внимание! Все действия проговариваем. Сначала просим ребенка повторять за вами. Затем ребенок проговаривает свои действия самостоятельно. Начинаем играть с короткими словами: дом, том, мех, хек и т.д. Постепенно увеличиваем количество звуков в слове. |
Рефлексия |
Цель для педагога: подвести итог проведённого мастер-класса. Задачи для педагога: провести анализ представленного опыта, его эффективности. Цель для слушателей: осмысление и оценка своей деятельности на мастер-классе. Итог: обсуждение итога мастер. |
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске. Благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования «Фонематических шахмат» в своей работе. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме. Итог обыденной работы - Восторг волшебного полёта! Всё это дивное явленье - Занятие, рождённое вдохновеньем ... Творческих всем успехов! |
Литература:
1. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. –Волгоград: 2016.
2. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста / авт.-сост. Жуковская Р.И. Учпедгиз,1954
3. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/Под ред. О.С. Ушаковой. – 3-изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Корнеева И.В. Логопедические игры для детей.- Ростов н /Д: Феникс, 2015.
5. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4- 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.