Овчинникова Анна Герасимовна
воспитатель
МБДОУ №20 г. Артём
Мастер-класс и презентация на тему "Социо игровые технологий"
СКАЧАТЬ (презентация)
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.
СИТ можно использовать не только в работе с педагогами, детьми и родителями, но и с людьми любых направлений: будь то психолог, логопед или человек руководящей должностью.
Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Евгений Евгеньевич Шулешко, Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья.
Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Цель: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
1 Повышение качества образования детей
2 Снятие страха перед деятельностью
3 Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей
4 Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими
5 Формирование у детей навыка слаженной работы
Классификация игр социо игровой направленности
- Игры для рабочего настроя- Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.
- Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.
- Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
- Игры творческого самоутверждения - При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.
- Игры вольные (на воле)- Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).
9 правил социо игровых подходов:
1. Позиция воспитателя: воспитатель - равноправный партнёр, с которым всегда интересно.
2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.
4. Смена мизансцен (т.е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.
5. Ориентация на индивидуальные открытия и возможности детей.
6. "То, что трудно - интересно".
7. Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.
8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).
9. Соблюдение принципа полифонии ("за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток").
Практическая часть.
Поскольку у нас мастер-класс сегодня. Сейчас, мы будем общаться с вами. Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.
Игры задания для рабочего настроя
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Можно встречу начинать.
А сейчас я предлагаю Вам несколько ритуалов приветствия:
«Добрый день!» Предлагаю взяться за руки и сказать: «Добрый день»- шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
«Цветочная клумба» Представьте себе цветочную клумбу, на которой, растет много цветов. Все цветы растут рядышком и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте изобразим такую клумбу.
"Эхо" Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. "Эхо" по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.). Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие "эхом" повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.
Игры для приобщения к делу
Игра “По алфавиту”.
Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.
Работа в микро группах. Деление на команды
Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 - 3 группы, команды. Деление может проходить разными способами:
- по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);
- по считалке.
- по цвету и длине волос,
- по цвету, виду (брюки, платье) одежды,
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет
- по их желанию,
- по сходству или жизненным ситуациям
- по сезону рождения
- по разрезному материалу и др.
- Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую геометрическую фигуру, найти коллег с точно такой же фигурой и организовать свою команду.
1. Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду дети поочередно хром произносят названия предметов белого цвета).
2. «Угадай-ка»
Ход: «Дети» стоят в микро группах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.
Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).
3. «Живая буква» - с микрогруппами.
Ход: одна группа «стоит» из себя буква, а другая угадывает и наказывает. Затем задание выполняется наоборот.
Следующим этапом становится игры разминки
- «Пишущая машинка» - со всей аудиторией.
Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:
«Если весело живется, делай так – хлопки;
Если весело живется, делай так – щелчки;
Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;
Если весело живется, делай так – топают;
Если весело живется – делай ВСЕ!
(выполняют все движения сразу)
2. Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе в своей группе друга. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое – либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.
Игры для творческого самоутверждения.
1.«Превращения» Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с нии ми так, как если бы это были настоящие объекты.
«Яблоко» - едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;
«Котенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.
2. Игра: «Подберите нужные слова»
Например:
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка
Игры Вольные
«День наступает - всё оживает, ночь наступает - всё замирает»
Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит "День наступает - всё оживает", играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть "Ночь наступает - всё замирает", то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие "оживают" придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Дружно хлопнули в ладоши
Вместе топнули ногой.
Все, во что мы здесь играли…
Мы запомнили с тобой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.
Рефлексия:
А сейчас попрошу Вас ответить на предложенные вопросы:
- Что запомнилось больше всего?
- Что понравилось?
- Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
- Возник ли у Вас интерес к использованию в социо-игр в обучений детей?
Ваши Вопросы?
Уважаемые коллеги, мы показали Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей.
И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»
Спасибо за внимание и участие!