Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5407 Отчет по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Опубликовано 23.09.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»

 

 

Отчет по самообразованию

 

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»


 

 

2019 г.

 

 

 

В начале учебного 2018 года мною был составлен индивидуальный план по д теме:  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». .

Цель самообразовательной работы: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи:

- формировать основы музыкальной культуры дошкольника через разные виды музыкальной деятельности;

- развивать музыкально-творческие способности дошкольника на основе

интеграции разных видов музыкальной деятельности;

- воспитывать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной

музыкальной деятельности.

 В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:   восприятие,   исполнительство,   творчество,  образовательная деятельность.  Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

С помощью интернет ресурсов по данной теме я изучала литературу, соответственно плану, а так же и другую. Полученные знания применяла на практике.

 Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.  По мере развития ребенка — формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи — усложняются его эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства.  В процессе обучения пению я осуществляю следующие задачи:

1) обучать детей певческим умениям;

 2) выучить песни, указанные в программе;

 3) развивать детский голос.

 Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: - способствует развитию и укреплению легких;  развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь;  влияет на общее состояние организма ребенка;  вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.   По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения.  Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно- образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) . Занимаясь ритмическими движениями я старалась, чтобы центром занятия была музыка. Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений,  занятия тщательно подготавливала, разучивала элементы танцевальных движений, т.к.понимаю, что обучение должно носить развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию». 

Игра на детских музыкальных инструментах.  В работе с детьми я применяю различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. При подборе мелодии необходимо ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.  Я стараюсь привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать совместно с детьми образные сравнения, характеристики. Дети чувствуют  выразительные возможности инструментов, учатся  использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности.  Обучая игре на музыкальных инструментах, я учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка.

    В течении года мной было установлено, что психолого-педагогические условия для эффективной работы с дошкольниками на занятиях музыкой следующие:

-учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;

- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы по развитию певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

- теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;

- изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков;

- проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного  возраста.

Развитие музыкальных способностей проходило в естественной форме.  Как отчет о проделанной работе представлялись утренники, праздники и развлечения, в которых дети демонстрировали свои достижения! 

Активное участие в музыкальном развитии принимают родители воспитанников. Семья – это маленький коллектив, который может помочь ребѐнку войти в мир музыки, оказать определѐнное воспитательное воздействие. Время, проведѐнное  с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармоничной личности маленького человека. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя записи, которые я советую во время индивидуальных консультаций и бесед. Кроме того, я рекомендую родителям, какие концерты может посетить ребенок с родителями. В своих консультациях для родителей часто обращаю внимание на тот факт, что очень важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников: направлять интересы  детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку  (небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне); как можно чаще устраивать совместные дуэты, (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок. Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем,  музыкальным руководителем детского сада. 

Постоянно повышаю информационную компетентность. При помощи реальных объектов и информационных технологий (CD, DVD запись, электронная почта, интернет, СМИ, Windows Movie Maker, VideoStudio) способна самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, выполнять операции с фильмами и музыкальными дорожками.

В дальнейшей работе по этой теме наметила следующие перспективы работы:

- составить перспективный план работы  с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие творческих способностей детей старшего  дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»;

 - продолжить знакомство с литературой, СМИ и интернет  ресурсами по данной теме;

- проводить работу по педагогическому просвещению родителей через папки-передвижки, консультации, музыкальный киоск, родительские собрания, мастер-классы;

- проводить работу по педагогическому просвещению педагогов и специалистов через, консультации, совместные досуги и развлечения, подготовку к НОД,  беседы, обсуждения, пополнение музыкальных уголков и т. д;

 - продолжать искать пути развития профессиональной компетентности;        - продолжить работу над разработкой и оформлением цикла интегрированных занятий; - постоянное пополнение развивающей среды.

       В ходе поставленных задач и теоретического исследования проблемы развития музыкальных способностей дошкольников, можно сделать вывод, что музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. В свою очередь, главным показателем музыкальности исследователи считают эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относят те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. Теоретическое обоснование и практическое исследование позволяет сделать вывод о том, что действительно наиболее эффективным средством развития творческих способностей детей данного возраста является в основном музыкально-ритмическая деятельность. Для создания оптимальных условий, способствующих формированию музыкальных способностей необходимо учитывать возрастные особенности данного процесса. Учитывая психофизиологические особенности дошкольного возраста, является наиболее эффективной среди всех приемов и методов, используемых педагогами, творческую деятельность.  Формирование и развитие музыкально-творческих способностей проходит ряд этапов, соответствующих уровням развития: репродуктивный, преобразующий и творческий. Эффективности работы музыкального руководителя  для решения данной проблемы и развития способностей дошкольников до уровня творчества способствуют множество факторов, среди которых следует особенно отметить систематичность и целенаправленность данной работы. Поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.  Результаты констатирующего и контрольного экспериментов по проблеме развития музыкальных способностей дошкольников выявили прямую взаимосвязь применения творческих заданий на НОД музыки для решения данной проблемы. Можно уверенно сказать, что формированию музыкальных способностей дошкольников в музыкальной деятельности успешно способствуют творческие формы работы, направленные на претворение в музыкально – ритмических движениях, вокальных и инструментальных импровизациях музыкально – игрового образа. Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике, об определенном развитии творческих способностей детей. Следовательно, задачи, поставленные в исследовательской работе,