Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4758 «Театральная деятельность по разным возрастным группам»

Опубликовано 17.01.2019

 

Доклад

 на тему

 «Театральная деятельность по разным возрастным группам»

 

Автор:

 Воспитатель: Глушкова С.Г.

МДОУ " Дружок"№44

 

п. Подосинки

 

2018 г.

 

Содержание:

  1. 1.   Значение театрализованной деятельности

на развитие личности ребенка (введение).........……....2

  1. 2.     Методика театрализованной деятельности

в разных возрастных группах…………………………. 4

  1. 3.     Влияние старших дошкольников на развитие

театрализованной деятельности младших

дошкольников…………………………………………...9

  1. 4.   Заключение………………………………………..…11
  2. 5.     Используемая литература…………………………..12

 

 

1.Значение театрализованной деятельности

на развитие личности ребенка

В современном мире резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети быстро решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети чаще проявляют равнодушие и черствость. В последнее время дошкольники много времени проводят возле телевизора и за компьютером. Но ни телевизор, ни компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: “не доиграл” т.е. не тренировал свою фантазию и воображение в процессе “сотворение игры”. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

*Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала.

Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе. В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным даже детям.

Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т. е. максимальная ориентация на творчество детей. Именно эта цель является одной из приоритетных в программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.*

*В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

 

 

2.Методика театрализованной деятельности

в разных возрастных группах

Цель театрализованной деятельности в детском саду – развитие личности детей.

Так как дети на определенных этапах развития имеют различные возрастные особенности, то и   методика работы с детьми должны быть разной.

Задачи театрализованной деятельности для детей младшего возраста:

  1. Пробуждать интерес детей к драматизации, создавать условия для её проведения; 
  2. Вовлекать дошкольников в игровое взаимодействие с воспитателем и с другими детьми;
  3. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей;
  4. Развивать и обогащать двигательный опыт детей; 
  5. Обогащать словарь детей, активизировать его;
  6. Способствовать проявлению активности в игре с персонажами-игрушками;
  7. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок;

Задачи театрализованной деятельности для детей среднего возраста:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности;
  2. Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй;
  3. Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации,
  4. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;
  5. Достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения;
  6. Способствовать проявлению самостоятельности в театрализованной игре;
  7. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сказки.

 

Задачи театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Формировать интерес к театральному искусству и творчеству;
  2. Развивать творческую активность, познавательные процессы и эмоциональную сферу дошкольников;
  3. Учить анализировать социальную жизнь героев театральной постановки;
  4. Формировать навыки перевоплощения, умение передавать образ персонажа, особенности его поведения и характера;
  5. Развивать умение самостоятельно инсценировать и драматизировать известные детям сказки.

 

 

Cодержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В нашей группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудован музыкально-театральный центр, включающий:

  • различные виды театра (пальчиковый театр; театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки); кукольный театр (би-ба-бо); настольный театр; театр картинок на фланелеграфе; театр масок; театр картинок на палочке, театр на ложках);
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал;
  • детские музыкальные инструменты.

В возрасте 3 - 4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Интерес к театральным играм формируется в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

В дальнейшем важно стимулировать желание детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

 

 

Cодержание работы с детьми средней группы

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

 

 

Cодержание работы с детьми старшей группы

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

 

Содержание работы с детьми подготовительной к школе группы

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

 

 

3.Влияние старших дошкольников на развитие театрализованной деятельности младших дошкольников

Итак, с младшего возраста дети начинают приобщаться к миру театра. Во II младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр во II младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Для детей II младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями, а для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступать перед ними с постановками. 

Для младших старшие дети несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, а кроме этого, присутствие рядом старшего брата или сестры из других групп детского сада оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение малыша. 

В процессе моей работы дети старшего дошкольного возраста показывали для младших дошкольников представления, используя разные виды театра:

  • настольный театр («Колобок», «Кот в сапогах», «Репка», «Куст полыни»);
  • театр картинок на фланелеграфе («Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
  • театр на ложках («Снегурушка и лиса», «Теремок»);
  • театр би-ба-бо («Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух», «Новогодние приключения Курочки Рябы»);
  • драматизация («Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»);
  • музыкально-театрализованное развлечение «В некотором царстве, в небывалом государстве».

Также старших дошкольников можно привлекать для помощи в создании атрибутов, декораций, разных видов театра и их персонажей, используемых в театрализованной деятельности младших дошкольников.

Положительное влияние на развитие детей 3-4 лет оказывают совместные театральные игры со старшими дошкольниками.

 

Заключение

Итак, театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Привлечение  старших дошкольников в театральную деятельность детей младшего дошкольного возраста дает положительный результат, стимулирует развитие детей.

 

 

Используемая литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
  4. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 208 с.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
  8. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.
  9. Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75.
  10.  Сайты:
  •  http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=9995;
  •  http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput58.htm;
  •  http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=9995;
  •  http://nsportal.ru/;
  •  http://ped-kopilka.ru/l