Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4764 Экскурсия в осенний лес "Как растения готовятся к зиме".

Опубликовано 20.01.2019

 

Экскурсия в осенний лес «Как растения готовятся к зиме»

Автор: Кудашева Виктория Владимировна,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Умка» (МАДОУ «Умка»), г. Ноябрьск

 

Цель: Продолжать формировать у детей представления о сезонных изменениях в жизни растений; познакомить детей с праздником Международный день музыки; закреплять знания внешнего вида растений, умение определять название растения по листьям, умение отгадывать загадки; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к прекрасному посредством слушания музыки.

Материалы: лупы (по количеству детей), карточки с отгадками на загадки (жёлудь, ель, орех, лист, тополиный пух, дуб, берёза, одуванчик).

ТСО: магнитофон с записью «Времена года. Осень» П. Чайковского.

Ход экскурсии:

Беседа «Международный день музыки»

- Ребята, вы любите слушать музыку? Какую музыку вы слушаете? (ответы детей) А вы знаете, что есть такой праздник – Международный день музыки? Этот праздник отмечают во всём мире 1 октября. В этот день проводится много концертов. Давайте представим, что мы с вами пришли на концерт послушать красивую музыку. Сейчас я включу запись, а вы внимательно послушайте и скажите, что вы представили, слушая её. Даю подсказку: эта музыка об одном времени года.

Прослушивание фрагмента записи произведения П.Чайковского «Времена года. Осень»

- Понравилась музыка? О каком времени года эта музыка? Как догадались? (ответы детей)

- Правильно, это музыкальное произведение об осени. В музыке мы можем услышать дуновение ветерка, звук падающего осеннего листа. Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в осенний лес, в котором мы проверим, прав ли был композитор, назвав своё произведение «Времена года. Осень» и узнаем, как же растения изменяются осенью, как они готовятся к долгой северной зиме.

Экскурсия в осенний лес

- Ребята, посмотрите вокруг, как красиво! На деревьях новый наряд, на земле ковёр из листьев. А как красиво листочки срываются с ветки и летят на землю! Послушайте отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад».

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там. То здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

- С чем сравнивает поэт листья?

- Какие краски увидел он в лесу?

- Почему ёлочки «темнеют» на фоне остальных деревьев?

- Докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года (закрепление признаков осени).

- Посмотрите, сколько у нас под ногами красивых листьев! Давайте соберём гербарий. Для этого надо выбрать самые красивые листочки и засушить их. И тогда зимой у нас в группе в вазе будут стоять красивые осенние листочки, они будут нам напоминать о золотой осени.

Сбор гербария

Беседа «Как деревья готовятся к зиме»

- Листву каких деревьев можно назвать золотой? (берёза, клён)

- А какую – багряной? (рябина, осина)

- На каких деревьях нет разноцветных листьев?

- Листьев какого цвета больше – зелёных или разноцветных?

- Как думаете, почему осенью листья меняют свой цвет? (ответы детей)

- В листьях и летом, и осенью есть разные краски – и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет – зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Посмотрите, как это показано на рисунке.

(Показ рисунков с постепенным изменением цвета листа)

- Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.

- Опадают ли листья летом? Почему зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? (ответы детей)

- Попробуйте сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый. Какой лист легче отрывается? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим через лупу внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей). Оказывается, что листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны.

- Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке. А осенью между листом и веточкой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Так наступает листопад.

- Давайте поиграем с вами в игру «Найди своё дерево». Для игры вам понадобятся листочки, которые вы собрали. По моему сигналу вы должны найти дерево, с которого слетел листок.

П/и «Найди своё дерево»

Беседа «Какие разные плоды и семена»

- Как вы думаете, чем семя отличается от плода? (ответы детей)

- Зачем растениям плоды? (для пищи птицам, животным, людям, у многих растений в плодах находятся семена)

- Зачем растениям семена? (чтобы вырастали новые растения)

- Как растения «сажают» свои семена? (ответы детей)

- У каждого растения есть свой «садовник», который помогает сеять семена. Это ветер, птицы, звери, человек. Посмотрите на семена и плоды с семенами и скажите, какой именно «садовник» им помогает.

Ветер – семена должны быть лёгкие, летучие. Это крылатки (клён, липа, вяз, берёза, сосна, ель), пух (тополь, одуванчик).

Птицы – те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах (ягоды).

Звери – те семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти (шишки, репейник).

Человек – те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда, бешеный огурец).

Конкурс «Лучший знаток осенней природы» (после возвращения в группу)

1. С колпачком на голове,

    Будто в путь готовый,

    Он скрывается в листве

    Дуба золотого…

                     (Жёлудь)

2. Эко ты, дерево!

    И зиму, и лето

    Зелено!

                      (Ель)

3. Маленький мужичок,

    Костяная шубка.

                      (Орех)

4. Летом вырастает,

    Осенью опадает.

                      (Лист)

5. Летом снег, просто смех!

    Снег по городу летает,

    Почему же он не тает?

                      (Тополиный пух)

6. Я – из крошки-бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос.

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок,

    Ничего, что плод мой мелок.

                        (Дуб)

7. Сидит – зеленеет,

    Летит – пожелтей.

    Упадёт – почернеет.

                        (Лист)

8. Не заботясь о погоде,

    В сарафане белом ходит,

    А в один из тёплых дней

    Май серёжки дарит ей.

                         (Берёза)

9. Есть один такой цветок,

    Не вплетёшь его в венок.

    На него подуй слегка,

    Был цветок, и нет цветка.

                         (Одуванчик)

10. Стоит Алёнка, платок зелёный,

      Тонкий стан, белый сарафан.

                         (Берёза)

Анализ занятия:

- Как растения готовятся к зиме?

- Какие «садовники» помогают растениям в распространении семян?

- Смогут ли у нас расти растения из жарких стран? Почему?