Бабушкина Светлана Анатольевна
МБДОУ Детский сад № 14,
Нижегородская область, г. Арзамас
воспитатель
Конспект образовательной деятельности по краеведению
Тема «Моя малая Родина - Арзамас»
(подготовительная к школе группа).
Цель: Обогатить знания детей об их малой Родине, через знакомство с родным городом, в котором они живут.
Задачи:
- Познакомить и закрепить знания детей об их родном городе, его гербе, истории и достопримечательностях.
- Развить у детей любознательность, интерес к родному городу.
- Привить чувство любви, гордости и восхищения родным городом, его историей и людьми.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
(Дети здороваются).
Воспитатель: С гостями мы поздоровались. Давайте поприветствуем друг друга.
Встанем дружно мы в кружочек (шагают на месте).
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!» (повернуться к соседу)
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука! (вытянуть правую руку вперед)
Здравствуй, левая рука! (вытянуть левую руку вперед)
Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева)
Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперёд).
Дети садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в каком городе мы живём? (ответы детей).
Мы живём в городе Арзамасе. Арзамас – является нашей малой Родиной. А хотите ли вы узнать, почему наш город так называется?
(Ответы детей).
Воспитатель: Создание нашего города произошло очень давно, когда формировалось Московское государство. Основан он был в 1578 году царём Иваном Грозным во время его похода на Казань, как крепость для охраны присоединенных мордовских земель, и называли его «мордовским городищем». От имён мордовских старшин Арзая и Масая и образовалось название нашего города (показ слайда Арзая и Масая). Нашему городу в этом году исполнилось 440 лет.
Воспитатель: А знаете ли вы, как называется река, на которой стоит Арзамас?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно.Сейчас это небольшая речушка с живописными берегами, а когда-то она была судоходной и по Тёше справлялись торговые корабли.
Ребята, а в какой области находится наш город, вы знаете? (Нижегородская область)
Воспитатель: Есть в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем гостям нашего города. Расскажите о них, пожалуйста. Игровое упражнение: «Узнай и назови». Показ слайдов «Мой город» (на компьютере).
Воспитатель: Молодцы! Оказывается, вы знаете многопамятных мест в нашем городе.
А теперь давайте с вами поиграем в пазлы. Разделитесь по парам. Я для вас приготовила конверты, в которых вы найдёте отдельные части известного места нашего города. Нужно собрать пазл и назвать, что это за место (дети собирают пазлы).
Воспитатель. С заданием все справились. Молодцы!
Давайте отдохнём.
Физкультурная минутка Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песенку поем (покачивание головой вправо-влево).
Мы по городу шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг - раз, два, Повернулась голова (в любую сторону),
Взмах руками - три, четыре. Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко.
И побегаем легко.
Воспитатель: А я приготовила для вас загадку:
Этот знак есть у любого - И у города большого, У района и страны, Знать его вы все должны. Формой он на щит похож, Два стропила в нём найдёшь. Делят поле пополам И показывают нам, Чем гордится город наш, Чем он прославляется. Как же этот символ – знак, Ребята, называется? |
(Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, что означает наш герб. На золотом поле щита изображены смыкающиеся остриями в центре два стропила. Существует несколько вариантов трактовки нашего герба. Согласно одной из них, общая композиция герба обозначает битву между победителем (его символизирует верхнее красное стропило) — русским войском и побеждённым (нижнее зелёное стропило) — войском ордынцев. По другой версии, изображённые в гербе Арзамаса стропила, могут означать четыре торговых тракта (пути), проходившие через наш город и связывавшие его с Москвой, Нижним Новгородом, Саранском и Симбирском.
Воспитатель: В нашем городе много улиц. Их более 200. И каждая имеет свое название. А на какой улице вы живете? (Проводится игра с мячом «Мяч лови, улицу, на которой живёшь - назови»).
Воспитатель: Д/и. «Букет красивых слов».
Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас должен сказать по одному красивому слову о нашем городе (старинный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зеленый, большой, любимый, милый, промышленный, гостеприимный).
(Ответы детей).
Воспитатель: Вот сколько хороших слов мы сказали о нашем городе!
Ребята, а теперь давайте прочитаем стихи про наш город.
Арзамас — это город старинный,
Край берёз, край лесов и полей.
Город статный, город красивый,
Град церквей и монастырей.
Арзамас - любимый город.
Ты не мал и не велик.
Но церквями и собором
Ты красив и многолик.
Храмы город украшают,
Слышен звон колоколов.
Арзамас, ты самый лучший
Среди русских городов.
Будь всегда храним ты Богом,
Расцветай и молодей!
Вечно будешь добрым домом,
Для живущих здесь людей.
Рефлексия: У каждого есть своя малая Родина. Для нас с вами это наш родной Арзамас. Сегодня мы с вами говорили о нём. Дорогие ребята, вы хорошо знаете наш любимый город Арзамас и можете называться юными арзамассцами. Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный арзамасец».
Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, саженцы деревьев. А дома расскажите своим родителям, о чём сегодня вы узнали, и нарисуйте наш город.