Михайлова Валентина Тихоновна
СП «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина
ж.-д. ст. Клявлино
Воспитатель
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.
Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали:
- читающие люди способны проблемно мыслить;
- имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;
- лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);
- точнее формулируют мысли и свободнее пишут;
- легче вступают в контакты и приятны в общении;
- более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;
- чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир».
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
- заметное снижение интереса к чтению;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;
- в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях;
- важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Предусмотрели специально организованную среду: «Уголок умных книг», где разместили справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д. В книжном уголке помещали предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Затем изготавливали маленькие «книжечки» (сшивали по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривали. Знакомили с каждой книгой, показывали иллюстрации, обучали правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
В старшей группе учили детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировали осознанное отношение к ним, обращали внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.
Проводили беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформляли тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации принимали участие и дети. Герои книг оживали в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ составляли альбомы, готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывали и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирали необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.п. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились своими впечатлениями о поступках героев.
Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.
Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
Особое внимание отводили консультациям и круглым столам. Проводили совместные конкурсы «Папа, мама и я – читающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этому мероприятию дети узнавали и открывали своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Нам удалось воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Совершенствовали художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.