Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4790 Формирование культуры общения в дошкольном возрасте

Опубликовано 28.01.2019

 

Доклад

Формирование культуры общения в дошкольном возрасте


 

Выполнила:Рамазанова Ишира Рамазановна

Воспитатель I квалификационной категории МДОУ № 43

 

       Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более чем любая другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка и характером его общения со взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение со взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения. Именно поэтому взрослые должны стать эталоном, грамотным примером для подражания своему ребенку в привитии культуры общения.

Детская речь основана на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его речевых способностей. Задача воспитателя, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им речевые навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

 

 Культура общения, сюжетно- ролевая игра

Существует много разных методик формирования культуры общения у дошкольников. В своей практике я отдельное место отвожу театрализованным играм.

Например, мы с детьми готовим постановку сказки "Репка". В ходе ее разбора я обращаю внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра "Бояре, а мы к вам пришли". Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

В свободное время провожу сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговариваем с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Во время занятий, в других режимных моментах организую дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

На сегодняшний день выбор методов достаточно разнообразен и в выборе конкретной методики, дидактической игры следует руководствоваться решаемой задачей, чтобы достичь единой цели - обучить и привить детям умение культурно общаться.