Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5154 Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7(8) лет на тему: "Топология на пальцах"

Опубликовано 26.04.2019

Дрига Алла Викторовна
ДОУ № 135 г. Липецка
воспитатель
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7(8) лет на тему: "Топология на пальцах"

 

НОД по познавательному развитию для детей 6-7(8) лет

 

Тема

«Топология на пальцах»

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие»

Цель

знакомство с  наукой топологией (непрерывность)

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с лентой Мебиуса;

- сформировать у детей представления об односторонности ленты Мебиуса путем экспериментирования;

- продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью методики конструирования способом оригами;

- закрепить умение работать с ножницами.

Развивающие:

- развивать у детей  стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность,  - активизировать словарь детей (лента Мебиуса, односторонность, непрерывность);

- активизировать умение делать выводы;

- развивать логическое и пространственное мышление, познавательную активность.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы

Демонстрационный:

Лист Мебиуса, бумажное кольцо, Флексман (человечек, выполненный техникой оригами), игрушка «Медведь», наклонная поверхность, слайды с изображением непрерывности в природе, Раздаточный:

лист Мебиуса, бумажный цилиндр, ножницы, фломастеры, квадратный лист бумаги, наклонная поверхность

Медиаресурсы

Ноутбук, проектор

 

 

 

I Организационный момент (Л. ВСвирская. «Утро радостных встреч»)

Воспитатель вместе с детьми стоит на ковре

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть!

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- У меня сегодня очень хорошее настроение и я бы хотела поделиться им с вами! Встаньте, пожалуйста, в круг. Я пожму руку…и передам ему свое хорошее настроение и так по кругу, пока настроение вновь не вернется ко мне.

 

II Введение в тему

Создание проблемной ситуации, актуализация опыта детей

Педагог показывает детям бумажную ленту.

- Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Вы знаете, что это? (предполагаемые ответы детей) Какая она? (по цвету, по форме, по материалу) А еще бумагу можно соединить вот так.

- Соединенная таким образом бумага называется  лентой Мебиуса (Мебиус – ученый математик).

 

III Знакомство с новым материалом (используется деятельностный метод)

- Про ленту Мебиуса можно сказать, что она непрерывна. Как вы думаете, что такое непрерывность? (предполагаемые ответы детей)

- Чтобы проверить правильность ваших ответов, я предлагаю вам стать исследователями и провести ряд экспериментов. Согласны?

У воспитателя в руках отрезок веревки

- Посмотрите, что у меня в руках? А можно ли сказать, что это отрезок непрерывен? Почему?

Показывает круг из веревки.

- А это что?

- Так что из этих вещей можно назвать непрерывностью? Почему? (в этот момент воспитатель предлагает детям встать в круг и передавать друг другу круг из веревки) Вывод: есть вещи и явления которые не имеют ни начала ни конца. Про них можно сказать, что они относятся к непрерывности ,и наша лента Мебиуса не имеет ни начала ни конца.

- Лента Мебиуса является топологическим объектом. А топология – это наука, которая изучает непрерывность.

- Предлагаю немного поиграть с лентой Мебиуса. Я приготовила для вас несколько загадок и собираюсь показать фокусы, но только без обмана, согласны?

 

IV Изучение свойств ленты Мебиуса

 

а) свойство односторонности

Опыт №1

Педагог показывает детям кольцо из бумаги.

- На что это похоже? (кольцо)

- А сколько сторон у кольца? Как мы это проверим? (ответы детей) Как вы думаете, если взять карандаш и провести линию посередине кольца, сможем мы попасть на другую сторону? Хотите проверить это? Возьмите свое кольцо и карандаш и ровненько нарисуйте дорожку. Куда она привела?

- Какой вывод мы можем сделать? (бумажное кольцо имеет 2 стороны)

Педагог показывает детям ленту Мебиуса.

- А теперь возьмем уже известную вам ленту Мебиуса. Как вы считаете, сколько у нее сторон? Если мы нарисуем на ней ровненькую дорожку ровно посередине, что получится? Сколько  сторон  оказались  закрашенными? 

- А знаете почему?

Вывод: лист Мебиуса имеет всего одну сторону.

 

б) свойство непрерывности

Опыт №2

- А теперь обещанный фокус! Если я возьму кольцо и разрежу его посередине, что получится? Проверим?

Воспитатель разрезает кольцо посередине и получает 2 кольца.

- А теперь задача посложнее . А что получится, если я разрежу ленту Мебиуса посередине? Сейчас мы проверим.

- Получился одна лента Мебиуса, но перекрученная 2 раза. Какой вывод мы можем сделать? (при разрезании лента Мебиуса становится уже, но длиннее в два раза и перекручена 2 раза)

- Итак, ребята, что общего у кольца и ленты Мебиуса (про них можно сказать, что они непрерывны)  А в чем отличие? (кольцо имеет 2 стороны, а лист Мебиуса – 1 сторону)

По группе развешаны листы с цифрами от 1 до 10.

- Ребята, найдите цифру, на которую по вашему мнению похожа лента Мебиуса и возьмите карточку с этой цифрой в руки.

- Цифра 8, как вы правильно догадались, тоже непрерывна. Подумайте и скажите, а где в жизни еще можно встретить непрерывность? (предполагаемые ответы детей)

После ответов детей воспитатель показывает слайды:

  1. 1.    Круговорот воды в природе.
  2. 2.    Время (часы)
  3. 3.    Вращение земли вокруг оси
  4. 4.    Вращение земли вокруг солнца

Физкультминутка (музыкальная)

VЗакрепление нового материала в процессе с помощью методики конструирования способом оригами

 

 Оригами «Флексман»

 

Воспитатель показывает детям игрушку «Медведь», который стоит на наклонной поверхности.

- Посмотрите, ребята, как умет ходить этот игрушечный медведь по наклонной поверхности.

Демонстрирует как медведь «идет».

- Как вы думаете, а может ли лист бумаги, который лежит перед вами, также ходить по наклонной доске? Проверим?

Воспитатель показывает человечка Флексмана из листа бумаги способ оригами и пускает его по наклонной поверхности.

- Это Флексман, забавный человечек, который может ходить по наклонным плоскостям. Он тоже, как и лист Мебиуса, является топологическим объектом.

- Вы бы хотели сами научиться делать такого забавного человечка? Тогда смотрите внимательно.

Педагог совместно с детьми складывает методом оригами Флексмана.

 

VII Рефлексия

 

Беседа с детьми

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось больше всего?

Оценка деятельности детей (с помощью эмоциональных смайлов )