Дрига Алла Викторовна
ДОУ № 135 г. Липецка
воспитатель
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7(8) лет на тему: "Топология на пальцах"
НОД по познавательному развитию для детей 6-7(8) лет
Тема |
«Топология на пальцах» |
Образовательная область |
«Познавательное развитие» |
Интеграция образовательных областей |
«Речевое развитие» |
Цель |
знакомство с наукой топологией (непрерывность) |
Задачи |
Образовательные: - познакомить детей с лентой Мебиуса; - сформировать у детей представления об односторонности ленты Мебиуса путем экспериментирования; - продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью методики конструирования способом оригами; - закрепить умение работать с ножницами. Развивающие: - развивать у детей стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, - активизировать словарь детей (лента Мебиуса, односторонность, непрерывность); - активизировать умение делать выводы; - развивать логическое и пространственное мышление, познавательную активность. Воспитательные: - способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств. |
Оборудование и материалы |
Демонстрационный: Лист Мебиуса, бумажное кольцо, Флексман (человечек, выполненный техникой оригами), игрушка «Медведь», наклонная поверхность, слайды с изображением непрерывности в природе, Раздаточный: лист Мебиуса, бумажный цилиндр, ножницы, фломастеры, квадратный лист бумаги, наклонная поверхность |
Медиаресурсы |
Ноутбук, проектор |
I Организационный момент (Л. В. Свирская. «Утро радостных встреч»)
Воспитатель вместе с детьми стоит на ковре
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- У меня сегодня очень хорошее настроение и я бы хотела поделиться им с вами! Встаньте, пожалуйста, в круг. Я пожму руку…и передам ему свое хорошее настроение и так по кругу, пока настроение вновь не вернется ко мне.
II Введение в тему
Создание проблемной ситуации, актуализация опыта детей
Педагог показывает детям бумажную ленту.
- Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Вы знаете, что это? (предполагаемые ответы детей) Какая она? (по цвету, по форме, по материалу) А еще бумагу можно соединить вот так.
- Соединенная таким образом бумага называется лентой Мебиуса (Мебиус – ученый математик).
III Знакомство с новым материалом (используется деятельностный метод)
- Про ленту Мебиуса можно сказать, что она непрерывна. Как вы думаете, что такое непрерывность? (предполагаемые ответы детей)
- Чтобы проверить правильность ваших ответов, я предлагаю вам стать исследователями и провести ряд экспериментов. Согласны?
У воспитателя в руках отрезок веревки
- Посмотрите, что у меня в руках? А можно ли сказать, что это отрезок непрерывен? Почему?
Показывает круг из веревки.
- А это что?
- Так что из этих вещей можно назвать непрерывностью? Почему? (в этот момент воспитатель предлагает детям встать в круг и передавать друг другу круг из веревки) Вывод: есть вещи и явления которые не имеют ни начала ни конца. Про них можно сказать, что они относятся к непрерывности ,и наша лента Мебиуса не имеет ни начала ни конца.
- Лента Мебиуса является топологическим объектом. А топология – это наука, которая изучает непрерывность.
- Предлагаю немного поиграть с лентой Мебиуса. Я приготовила для вас несколько загадок и собираюсь показать фокусы, но только без обмана, согласны?
IV Изучение свойств ленты Мебиуса
а) свойство односторонности
Опыт №1
Педагог показывает детям кольцо из бумаги.
- На что это похоже? (кольцо)
- А сколько сторон у кольца? Как мы это проверим? (ответы детей) Как вы думаете, если взять карандаш и провести линию посередине кольца, сможем мы попасть на другую сторону? Хотите проверить это? Возьмите свое кольцо и карандаш и ровненько нарисуйте дорожку. Куда она привела?
- Какой вывод мы можем сделать? (бумажное кольцо имеет 2 стороны)
Педагог показывает детям ленту Мебиуса.
- А теперь возьмем уже известную вам ленту Мебиуса. Как вы считаете, сколько у нее сторон? Если мы нарисуем на ней ровненькую дорожку ровно посередине, что получится? Сколько сторон оказались закрашенными?
- А знаете почему?
Вывод: лист Мебиуса имеет всего одну сторону.
б) свойство непрерывности
Опыт №2
- А теперь обещанный фокус! Если я возьму кольцо и разрежу его посередине, что получится? Проверим?
Воспитатель разрезает кольцо посередине и получает 2 кольца.
- А теперь задача посложнее . А что получится, если я разрежу ленту Мебиуса посередине? Сейчас мы проверим.
- Получился одна лента Мебиуса, но перекрученная 2 раза. Какой вывод мы можем сделать? (при разрезании лента Мебиуса становится уже, но длиннее в два раза и перекручена 2 раза)
- Итак, ребята, что общего у кольца и ленты Мебиуса (про них можно сказать, что они непрерывны) А в чем отличие? (кольцо имеет 2 стороны, а лист Мебиуса – 1 сторону)
По группе развешаны листы с цифрами от 1 до 10.
- Ребята, найдите цифру, на которую по вашему мнению похожа лента Мебиуса и возьмите карточку с этой цифрой в руки.
- Цифра 8, как вы правильно догадались, тоже непрерывна. Подумайте и скажите, а где в жизни еще можно встретить непрерывность? (предполагаемые ответы детей)
После ответов детей воспитатель показывает слайды:
- 1. Круговорот воды в природе.
- 2. Время (часы)
- 3. Вращение земли вокруг оси
- 4. Вращение земли вокруг солнца
Физкультминутка (музыкальная)
VЗакрепление нового материала в процессе с помощью методики конструирования способом оригами
Оригами «Флексман»
Воспитатель показывает детям игрушку «Медведь», который стоит на наклонной поверхности.
- Посмотрите, ребята, как умет ходить этот игрушечный медведь по наклонной поверхности.
Демонстрирует как медведь «идет».
- Как вы думаете, а может ли лист бумаги, который лежит перед вами, также ходить по наклонной доске? Проверим?
Воспитатель показывает человечка Флексмана из листа бумаги способ оригами и пускает его по наклонной поверхности.
- Это Флексман, забавный человечек, который может ходить по наклонным плоскостям. Он тоже, как и лист Мебиуса, является топологическим объектом.
- Вы бы хотели сами научиться делать такого забавного человечка? Тогда смотрите внимательно.
Педагог совместно с детьми складывает методом оригами Флексмана.
VII Рефлексия
Беседа с детьми
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось больше всего?
Оценка деятельности детей (с помощью эмоциональных смайлов )