МБОУ «Майкорская СОШ» структурное подразделение «Майкорский детский сад «Радуга»»
Познавательно-творческий проект в старшей группе
«23 февраля - День защитника Отечества»
СКАЧАТЬ (с фото)
Выполнила воспитатель
первой квалификационной категории
Бусыгина Галина Степановна
2020 год
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Сроки реализации: краткосрочный (13.02-22.02).
Участники проекта: педагог группы, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
В силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии, формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником отечества.
Цель проекта:
- формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
- приобщение родителей к участию жизни детского сада.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о Российской армии, уточнить их представления о родах войск;
- развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю;
- развивать и обогащать речь детей;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Ожидаемый результат:
- повышение знаний у детей о Российской армии.
- проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
- стремление у детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
- стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов.
-повышение заинтересованности у родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
- Разработка проекта.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
- Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
- Подготовка к празднику, посвящённому дню защитника Отечества.
2 этап. Основной. Выполнение проекта (по образовательным областям).
- Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Мы – матросы», «Военные медсёстры», «Охрана границы», «На военном корабле», «Морской семафор» (см. О. А. Скоролупова ч. 1 стр. 112) .
Игра – ситуация: «Армейский порядок» (см. приложение № 1).
Строительная игра «Военный корабль» (см. О. А. Скоролупова ч. 1 стр. 112).
Дидактические игры:
«Что нужно артиллеристу», «Кем я буду в армии служить?», «Кто защищает наши границы», «Составь карту», «Военные профессии», «Назови войско по описанию», «Отгадай военную профессию», «Летает, плавает, шагает» (см. приложение № 2).
ННОД (см. образовательную область, художественно – эстетическое развитие).
- Познавательное развитие:
ННОД: (ФЦКМ) на тему «Российская армия» (см. О. В. Дыбина стр. 38 тема 12).
ННОД: (ФЦКМ) на тему «Наша армия» (см. конспект в приложении № 3).
Беседы о различных видах войск, о труде военнослужащих.
Беседа о празднике «День защитника Отечества», когда и как он появился; «Представители военных профессий», «Есть такая профессия - Родину защищать» (см. приложение № 4)
ННОД (см. образовательную область, художественно – эстетическое развитие).
- Речевое развитие:
Чтение стихотворений: И. Грошева «23 февраля», Е. Благинина «Спасибо доблестным солдатам», «Шинель».
Заучивание стихотворений:
Л. Некрасова «Наша армия родная», С. Маршак «Пограничники», Агаджанова «День защитника Отечества», О. Высотская «Слава армии Российской».
Чтение рассказов:
Л. Кассиля «Твои защитники», Ю. Ильинского «На земле, в небесах и на море», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем», А. Митяева «Почему армия родная», И. Гурина «Военный праздник», «23 февраля».
Чтение отрывков из былин о богатырях.
Поговорки, пословицы, загадки на тему «23 февраля»
Рассматривание и беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, фотографий, альбомов на военную тематику (анализ и составление по ним рассказов).
Разучивание песен.
Пальчиковая гимнастика: «Наша армия», «Пальцы – эти все бойцы», «Бойцы молодцы» (см. приложение № 6).
Речевая подвижная игра: «Стойкий солдатик», «Как солдаты на параде» (см. приложение № 7).
- Художественно – эстетическое развитие:
ННОД: Рисование на тему «Солдат на посту» (см. Т. С. Комарова стр. 83 зан. 66).
Рисование на тему «Пограничник с собакой» (см. Т. С. Комарова стр. 85 зан. 70).
Рисование на тему «Папин портрет» (см. И. А. Лыкова стр. 136 зан. 61).
Аппликация на тему «Матрос с сигнальными флажками» (см. Т. С. Комарова стр. 82 зан. 65).
Аппликация на тему «Галстук для папы» (см. И. А. Лыкова стр. 138 зан. 62).
Лепка на тему «Самолёт» (см. конспект в приложении №8).
Разучивание песен об армии: «Бойцы идут», «Бравые солдаты», «Мы богатыри», «Мы пока, что дошколята»; разучивание пляски «Шаг назад – шаг вперёд».
Слушание песни «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Рассматривание и беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, фотографий, альбомов на военную тематику (анализ и составление по ним рассказов).
Оформление выставки «Военная техника РФ».
Музыкально - спортивный праздник воинов отважных «Бравые солдаты».
- Физическое развитие:
Подвижные игры: «Пограничники и нарушители», «Часовые и разведчики», «Сигнальные флажки», «Три танкиста», «Подводная лодка», «Секретное донесение» (см. приложение №9).
Игра – эстафета на воздухе «Переправа» (см. О. А. Скоролупова ч. 1 стр. 113).
Двигательное упражнение «Товарищ командир» (см. приложение №10).
Речевая подвижная игра: «Стойкий солдатик», «Как солдаты на параде» (см. приложение №7).
Физкультминутки: «Богатыри», «Будем мир мы защищать», «Пограничник», «Пусть всегда будет мир», «Мы военные», «Солдаты», «Самолёты» (см. приложение № 11).
Музыкально – спортивный праздник воинов отважных «Бравые солдаты» (по плану музыкального руководителя).
- Работа с родителями:
Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
Выставка «Военная техника РФ» (совместная работа детей с родителями).
Фотовыставка «На страже мира».
Консультация для родителей: 1) «Быть отцом – это почётно».
2) «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста» (см. приложение).
3 этап. Заключительный.
Итоговое мероприятие: музыкально – спортивный «День Армии» (по плану музыкального руководителя)
- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации;
- трансляция опыта работы для педагогов в рамках проведения педагогического совета.
Результаты реализации проекта:
Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии. С большим интересом стали играть в настольно – печатные и дидактические игры. Повысился уровень познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей. Родители стали активными и заинтересованными участниками образовательного процесса, повысилась заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма у своих детей.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2014.- 80с.
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.-128с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009. – 208с., переиздание.
4. Скоролупова О. А. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Технология внедрения ФГОС дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. Учебно – методическое пособие для педагогов ДОО. Часть 1 - М. : Издательство, 2015.
Приложение
Речевая подвижная игра: «Стойкий солдатик», «Как солдаты на параде».
- Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Мы – матросы», «Военные медсёстры», «Охрана границы», «На военном корабле», «Морской семафор» (см. О. А. Скоролупова ч. 1 стр. 112) .
- Художественно – эстетическое развитие:
ННОД: Рисование на тему «Солдат на посту» (см. Т. С. Комарова стр. 83 зан. 66).
Рисование на тему «Пограничник с собакой» (см. Т. С. Комарова стр. 85 зан. 70).
Рисование на тему «Папин портрет» (см. И. А. Лыкова стр. 136 зан. 61).
Аппликация на тему «Матрос с сигнальными флажками» (см. Т. С. Комарова стр. 82 зан. 65).
Аппликация на тему «Галстук для папы» (см. И. А. Лыкова стр. 138 зан. 62).
Лепка на тему «Самолёт» (см. конспект в приложении №8).
- Работа с родителями:
Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
Выставка «Военная техника РФ» (совместная работа детей с родителями).
Фотовыставка «На страже мира».
Доброй традицией нашего детского сада является систематическое оформление фотовыставок на выбранную коллективом тему.
Основное преимущество фотовыставок заключено в том, что весь материал опирается на эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Принесённые детьми и родителями семейные фотографии отражают жизнь детей за пределами детского сада, что вызывает в ребёнке огромное желание поделиться своим жизненным опытом.
В нашей группе оформлена Фотовыставка "На страже Родины".
На фотографиях: папы, дяди, дедушки.
Цель: продолжать формировать у детей представления о близких людях.
Задачи:
воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.
День нашей армии настал уж,
Сильней ее на свете нет!
Привет, защитникам народа!
Российской армии привет!
Пожелания для пап:
Веселитесь от души, так как ваши малыши!
Чаще детство вспоминать, с ребятишками играть.
И тогда вы без сомненья, обойдётесь без леченья.
Будьте счастливы, здоровы,
К приключениям готовы!
Чтобы каждый день и час
Только радовали нас.
Консультация для родителей
1) «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста»
Итоговое мероприятие: музыкально – спортивный «День Армии» (по плану музыкального руководителя)
Консультация для родителей
«Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста»
Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со сторону мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главной в воспитании является мама, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.
А давайте задумаемся - какие же мы папы?
«ПАПА – МАМА». По – матерински заботливый папа. Все функции
матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не
всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым.
Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень
заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом
его настроения. А настроение папы как будто резко континентальный климат
в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень
холодно… И почти нет золотой середины.
«МАМА – ПАПА». У этого типа – главная забота: как можно лучше
угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень
часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю
родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов
настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено,
и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться
оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.
«Карабас – барабас». Папа – пугало, злой и жестокий,
признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, не полноценного… Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика.
Наказания, наказания… При таком типе папы однажды закипит, словно лава
в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу,
чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А
Везувий не любит «молчать».
«Попрыгунья стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не
чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок как гость, о
котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени,
но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до
появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не
хочет стать чьим – то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей,
ведь ребенок – обуза… И к тому же тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет
мама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот
тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда,
постоянно.
«Добрый молодец», «рубаха – парень». На первый взгляд
кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не только является папой, а
он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень
весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими,
чтобы сделать приятное им, он способен на долго забыть в это время о
собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает
скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то в тайне
сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«НИ РЫБА – НИ МЯСО», «ПОД КАБЛУКОМ». Не настоящий папа
– манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный
лишь подпевать в хоре, где солирует жена, вторящий ей, словно эхо.
Пляшущий под ее дудку, словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в
самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему
помочь, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть
у него папа или нет…
Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это хорошая возможность пообщаться, а ребенком: расспросите малыша, как он провел день, поиграйте с ним.
Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт.
Играйте с ребенком в подвижные игры (футбол, бадминтон, ходите на лыжах, лепите снеговика и т. п.
Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие прививает ребенку интерес к чтению. Кроме того, вы с пользой проведете время вместе.
Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше поведение – пример для подражания. Будьте одной командой, если вы с чем-то не согласны, обсудите это наедине.
Показывайте и говорите ребенку, что вы его цените. Хвалите его за большие достижения и маленькие, но хорошие результаты. Этим вы повысите детскую самооценку.
Помните: ребёнок, который не был Сыном отца, не сможет стать Отцом для своего сына