Кудинова Марина Анатольевна
МБДОУ №60 "Теремок"
Кемеровская обл., г Белово, пгт Инской
воспитатель
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
Тема: «О тех, кто умеет летать»
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.), различать особенности поведения птиц.
Развивающие: развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Методы и приёмы.
словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.
наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»
практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц
Словарная работа:
активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края, конверт.
обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.
Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.)
Ход:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
I часть.
Воспитатель: Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.
Воспитатель:
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
Воспитатель: Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
Просыпайтесь поскорей.
Всех торопит (Воробей)
Дети: воробей
Воспитатель: правильно ребята это воробей.
Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.
Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.
-Чем покрыто тело воробья?
-Какой у него клюв?
-Как кричит воробей?
-Чем питается?
- Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку
Особа всем известная,
Она крикунья ,местная.
Увидит тучку тёмную
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона.
Кто она? (Ворона)
Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке
Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
- Ребята что вы запомнили о вороне?
-Чем она питается?
-Какого цвета у неё перьевой покров?
- Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И вороны улетают.
Воспитатель:
И зимой ей не сидится:
Под моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)
Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.
Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
- Чем питается?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
- Почему её так назвали?
II часть. Физминутка
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень,
Воспитатель:
Красногрудый, чёрнокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять (Снегирь)
Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирьприлетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.
- Какого цвета у снегиря грудка?
- Чем питается снегирь?
- В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
Воспитатель:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы.
Воспитатель:
-Ребята, какой у этой птицы клюв?
- Чем он питается?
-Чем покрыто тело воробья?
- Чем отличаются птицы друг от друга?
III часть. Д\и «Кого не стало»
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.
- О каких птицах мы говорили?
- Что нового узнали?
- Что понравилось вам?
Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.