Глухих Ольга Ивановна
МБДОУ "Детский сад №259 комбинированного вида", г. Красноярск
Воспитатель
Конспект НОД
"Знакомство со звуком "И""
Образовательные задачи: Закрепление правильного произношения звука "И"; упражнение в выделении звука на слух в словах; в определении позиции звука "И" в слове (начало, середина, конец); знакомство с буквой "И"
Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую моторику.
Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Предметные картинки со звуком "И", "синичка" для определения позиции звука, символ гласного звука, мяч, изображение самой буквы и на что она похожа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) Дети ходят по эллипсу (поднимаем правую руку, левая за спину, правой ручкой дотронемся до носика).
Воспитатель и дети садятся на стульчики.
б) Психологический настрой.
Придумано кем то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я хочу Вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для Вас , ведь Вы пришли заниматься, узнавать много нового.
- Вы хотите все заниматься? (Да)
- Значит будем заниматься.
2. Артикуляционная гимнастика.
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки), по сравнению с ним мы худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке видны верхние и нижние зубы), Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперед). Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево внутри и снаружи (соответствующие движения с широким языком).
С нижними зубками мы тоже дружим (повторение этих движений языком в положении с нижними зубами).
3. Введение в тему.
Сегодня на занятии мы познакомимся новым звуком. С каким вы мне скажите сами. Я буду называть слова, а вы слушайте и назовите какой первый звук слышится во всех словах:
игрушки, индюк, иголка, ива, избушка, ириска.
- Какой первый звук? (И)
- Правильно. А что делают наши губы, когда мы произносится звук "И"?
- Губы растягиваются в улыбку.
- А что делает голос, когда мы произносим "И": спит или песню поёт? (приложите все руку к шее, скажите "ииии...." В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
- В домике стенки дрожали.
- Ребята, звук "И" какой он? Гласный или согласный?
- Правильно, звук "И", гласный. А почему? (При произношении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно пропеть)
4. Дидактическая игра "Поймай звук" (хлопни, если услышишь звук "И")
Изюм, избушка, ухо, аист, лиса, каша, ноги, замки, иголка, кот, кит, ток, тик.
5. Игра "Один-Много"
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, проговаривая свое слово потяните последний звук, послушайте и назовите его. (Игра проводится с мячом)
Носок- носки, нога - ноги, чулок - чулки, замок - замки, индюк - индюки.
6. Выделение звука "И" по предметным картинкам, позиция звука в словах.
- А теперь отправляемся в магазин.
Воспитатель на доске выкладывает предметные картинки, дети должны купить картинки со звуком "И". Затем дети должны определить место звука "И" в своем слове на картинке. Расставить картинки по полкам:
* |
|
|
Звук "И" в начале.
|
* |
|
Звук "И" в середине
|
|
* |
Звук "И" в конце
7. Знакомство с буквой "И"
Воспитатель: Ребята, звук "И" обозначается вот так - буквой И. А на что похожа буква И?
Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем)
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
8. Занимательный материал.
Загадывание загадок с отгадками на звук "И"
9. Рефлексия:
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Ребята, вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания.
А сейчас в свободной форме вы изобразите букву "И" из различных материалов (крупа, бусины, счетные палочки, обкалывание шипом и т.д.)
Анализ конспекта:
На занятии в организационной части были использованы элементы методики м. Монтессори (ходьба по эллипсу, свободная работа), выбранная тема соответствует возрасту детей. Поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи ьыли выполнены.